Несмотря на усилия Франции и Великобритании, клуб восьми наиболее развитых в промышленном отношении стран, или «большая восьмерка», не поддержал создание зоны, закрытой для полетов авиации над Ливией. Это подтвердил министр иностранных дел Франции Ален Жюпе (Alain Juppé), принимающий в Париже глав дипломатических ведомств G-8. Жюпе сообщил, что министры обратились к ООН с просьбой о принятии новых мер с тем, чтобы «усилить давление» на ливийского лидера Муаммара Каддафи. Незадолго до этого источник в дипломатических кругах сообщил, что именно уклончивая позиция России и Германии не дала возможности придти к соглашению о представлении в Совет Безопасности соответствующего предложения. Таким образом, в заявлении по итогам встречи на уровне глав МИД стран G8 говорится о том, что Каддафи следует ожидать "серьезных последствий", если он не будет соблюдать основные права своего народа, но не упоминается возможность закрытия воздушного пространства над Ливией. Создание зоны, закрытой для полетов, может сделать невозможной бомбардировку военной авиацией режима Каддафи позиций повстанцев, борющихся за свержение ливийского лидера. В итоговом обращении Жюпе потребовал от Каддафи прекратить нанесение ударов по населению собственной страны, поскольку на нем «лежит ответственность за защиту своего народа и ему придется ответить перед правосудием» за совершенные действия. В коммюнике говорится о «суровых последствиях», которые повлечет для Каддафи нарушение основных прав ливийцев. При этом документ лишь ограничивается рекомендациями Совету Безопасности усилить давление на Каддафи, включая введение экономических санкций. Из первоначального текста был убран абзац, касающийся зоны, запретной для полетов военной авиации. То есть, соответствующее предложение не вносится на рассмотрение Совбеза. Санкция СБ ООН, равно как и арабских стран, была основными условием, которое выдвинул Североатлантический союз для проведения военной интервенции.
В интервью, которое организатор министерской встречи, глава МИДа Франции, дал утром радиостанции «Европа-1», он уже признавал, что не смог убедить своих партнеров – США, Германию, Россию, Канаду, Италию и Японию, за исключением Великобритании – в необходимости выйти с предложением о закрытии воздушного пространства над Ливией. Несколько часов спустя, источник, который предпочел остаться неизвестным, утверждал, что в итоговом тексте коммюнике не будет содержаться какого-либо упоминания о зоне, закрытой для полетов авиации, добавив, что Россия и Германия заблокировали эту инициативу.
Глава внешнеполитического ведомства Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) дал разъяснения в связи с позицией, занятой его страной. «Мы настроены скептично, поскольку опасаемся, что в итоге интервенция выльется в войну, которая ослабит процессы демократизации в северной Африке», заявил он. Кроме того, Германия сомневается в том, что закрытие воздушного пространства решит поставленную задачу, то есть положит конец ударам режима Каддафи по силам повстанцев. В таком случае, «следующим шагом будет отправка сухопутных войск, чего следует избегать всеми способами». «Я не хочу, чтобы Германия ввязалась в войну в северной Африке», подчеркнул он, предложив усилить давление на Совет Безопасности. В свою очередь глава российского МИДа Сергей Лавров сказал, что России необходимы более полные пояснения в связи с предложением Лиги арабских государств о закрытии воздушного пространства над Ливией.
Франция, которая в настоящее время осуществляет ротационное руководство в G-8, а также Великобритания, предприняли в понедельник немалые усилия с тем, чтобы убедить остальных членов передать на рассмотрение Совета Безопасности ООН предложение о нанесении точечных воздушных ударов с целью вывода из строя ливийской авиации и установлении впоследствии зоны, запретной для полетов.
НАТО, на которое была возложена задача закрытия воздушного пространства над Ливией, потребовало выполнения следующих трех условий: одобрения со стороны арабских государств, которое было дано в субботу; одобрения Совета Безопасности ООН и фактов, подтверждающих, что подобная мера действительно необходима.
Жюпе дал пессимистичную оценку возможному развитию обстановки в Ливии. «Каддафи набирает очки», подвел итог французский министр иностранных дел, признав, что международное сообщество уже не сможет воспрепятствовать взятию войсками Каддафи города Бенгази, являющегося центром народных выступлений и столицей временного Национального совета Ливии. «Сейчас у нас нет военных средств, поскольку международное сообщество не приняло решения об их применении», заявил Жюпе. «Если бы мы применили на прошлой неделе военную силу для вывода из строя нескольких взлетно-посадочных полос и нескольких десятков самолетов Каддафи, возможно, повстанцы не понесли бы таких потерь», посетовал глава МИДа Франции.
Контингент объединенных сил "Щит полуострова"
Войска, направленные в Бахрейн его партнерами по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), являются составной частью контингента объединенных сил «Щит полуострова». Этот совместный контингент был создан членами данной региональной организации в 1984 году с целью «сдерживания и отражения возможной военной агрессии», направленной против любого из них. Помимо Бахрейна, в ССАГПЗ входят Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар и Оман.
До настоящего времени военнослужащие объединенного контингента направлялись лишь в Кувейт. Первый раз в 1991 году, после вторжения Ирака в этот эмират, они приняли символическое участие в международной военной кампании во главе с США, направленной на изгнание армии Саддама Хусейна. И повторно в 2003 году, перед вторжением англо-американских войск в Ирак.
Контингент «Щит полуострова» дислоцирован в Саудовской Аравии, в военном городке Рей Халед, в провинции Хафар-аль-Батин, в непосредственной близости от границы с Ираком и Кувейтом. В его боевом составе пехотные части, артиллерия, бронетехника. Каждая страна-участник также осуществляет боевую поддержку. Личный состав насчитывает от 7000 до 10.000 человек, которыми командует саудовский генерал.
В соответствии с нормами, установленными в момент их создания, силы, направляемые в одну из стран-участников, переходят в ее подчинение. Таким образом, постановка боевой задачи входит в компетенцию властей Бахрейна. Согласно распространенной информации, Саудовская Аравия направила около тысячи солдат, а ОАЭ выделили 500 полицейских. В коммюнике, опубликованном в понедельник вечером, правительство Манамы заявляет о том, что обратилось с просьбой о помощи «с тем, чтобы обеспечить безопасность граждан, временно проживающих лиц и основных объектов инфраструктуры».