На демонтаж немецких атомных электростанций и решение проблемы захоронения радиоактивных отходов могут уйти десятилетия, а обойдется это в десятки миллиардов евро. И хотя планы Германии по поэтапному отказу от атомной энергетики многим кажутся ошибочными, значительная часть экспертов уверена, что остановка АЭС - верный путь, а в долгосрочной перспективе - не только экологически, но и экономически выгодный. Ведь чем дольше работают ядерные реакторы, тем больше высокорадиоактивных отходов они производят. А вопрос их безопасного захоронения до сих пор не решен. Это мнение высказал в эксклюзивном интервью Deutsche Welle эксперт по безопасности АЭС и атомным технологиям из Института прикладной экологии (Ökoinstitut) Штефан Альт (Stefan Alt).
- Господин Альт, объясните, пожалуйста, что означает отключение АЭС на практике?
- Чтобы ответить на этот вопрос, можно посмотреть, как закрываются старые атомные электростанции в Германии. В настоящее время 16 немецких АЭС находятся на стадии демонтажа. Процесс этот трудоемкий, долгий и дорогостоящий. К демонтажным работам на каждой из АЭС привлекаются до 700 высококвалифицированных специалистов, а также технический персонал. Начинается все с тщательной экспертизы. Каждый шаг необходимо просчитать несколько раз, нужно получить разрешение соответствующих инстанций. В общей сложности на разборку только одной АЭС могут уйти десятилетия, а обходится она в сумму до 750 миллионов евро.
- В России среди атомщиков бытует мнение, что демонтаж АЭС стоит примерно столько же, сколько ее возведение. Можно ли то же самое сказать о немецких реакторах?
- Официально считается, что разборка реакторов обходится дешевле. Но в целом утверждение о том, что демонтаж АЭС стоит примерно столько же, сколько ее возведение, не далеко от истины. По закону, производители атомной энергии в Германии обязаны создавать целевые накопления на демонтаж реакторов. Ведь простым отключением станции от сети дело не ограничивается. С момента остановки реактора до полной разборки АЭС могут пройти в среднем 15-20 лет. Топливные элементы, содержащиеся в активной зоне реактора, должны сначала остыть, их радиоактивность понижена.
И это - только начало. Так как активная зона реактора отличается высокой радиоактивностью, его демонтаж осуществляется в самую последнюю очередь. Нередко к разбору реактора приступают через несколько лет после отключения АЭС от сети. Топливные элементы извлекаются с помощью специальных роботов. Объекты атомной станции, от которых исходит радиационное излучение, должны пройти дезактивацию. Лишь после этого АЭС начинают, собственно говоря, разбирать. Все до мельчайших деталей берется на учет и проверяется дозиметром на уровень радиации - даже гайки и болты.
- Звучит как невыполнимая миссия. Насколько реально разобрать все имеющиеся реакторы в Германии? На демонтаж, по всей видимости, может уйти не менее полвека?
- С технологической точки зрения я здесь проблем не вижу. В последние годы в ФРГ были разработаны ноу-хау по демонтажу АЭС, так как сразу после объединения Германии в так называемых новых землях начался процесс остановки реакторов, построенных еще во времена ГДР. Для этой цели была создана специальная компания Energiewerke Nord, собственником которой является государство. За 20 лет эта компания накопила большой опыт по демонтажу атомных реакторов. Специалисты Energiewerke Nord с успехом работают даже в России и участвуют в утилизации вышедших из строя атомных подводных лодок. Все это говорит о том, что с точки зрения имеющихся технологий и обеспечения безопасности разбор всех немецких АЭС может быть осуществлен вполне успешно. Вопрос в том, как долго это продлится и как дорого это будет стоить.
- И сколько же это будет стоить?
- На вопрос, во сколько обойдется Германии прекращение работы и разбор всех немецких АЭС, пока однозначного ответа никто не дает. В общей сложности, по предварительным подсчетам экспертов, на «атомный демонтаж» Германии могут уйти порядка 60 миллиардов евро. Но независимые наблюдатели называют меньшую цифру, упрекая производителей атомной энергии в том, что те, мол, специально завышают данные для того, чтобы напугать налогоплательщиков и потребителей. Как бы то ни было, фактом является то, что энергоконцерны, эксплуатирующие АЭС в ФРГ, накопили на демонтаж реакторов примерно 30 миллиардов евро. Но даже если этих денег хватит на демонтаж всех станций, не стоит забывать про финансовые затраты на утилизацию и захоронение радиоактивных отходов.
- Пока никто еще в мире эту проблему полностью не решил. Сколько в Германии накопилось ядерных отходов?
- В настоящее время в ФРГ накопилось порядка 12 тысяч тонн высокорадиоактивных отходов и несколько сотен тысяч тонн отходов слабой и средней активности. Это те отходы, которые возникли в процессе производства атомной энергии. Как правило, многие из контейнеров находятся на территории самих станций либо во временных хранилищах, так как в Германии до сих не решена проблема вечного захоронения высокорадиоактивных ядерных отходов.
Например, только на испытательные работы хранилища «Горлебен» было потрачено полтора миллиарда евро. Можно представить, сколько средств понадобится для того, чтобы поместить ядерные отходы в могильник и обеспечить их безопасное хранение на десятки, сотни, тысяч лет, а если говорить о таких веществах, как плутоний, который содержится в тепловыделяющих элементах, то временные рамки растягиваются до миллиона лет.
Именно исходя и из этих соображений, Германия сделала правильный выбор, встав на путь поэтапного отказа от ядерной энергии. Ведь чем дольше работают АЭС, тем больше будет опасных отходов. Германия встала на этот путь, чтобы доказать, что промышленно развитая страна способна отказаться от энергоносителя, который не является для ее жителей достаточно надежным и безопасным. Если Германии удастся осуществить задуманное, то от этого выиграет весь мир. Это будет сигнал странам, которые пока делают ставку на развитие атомной промышленности. У ФРГ есть шанс взять на себя роль пионера по отказу от использования ядерной энергии и показать всем, что это возможно.