Бензин и нефть снова могут подорожать. В этот раз всему виной не фактический нефтяной кризис, а страхи, что он может произойти. Государство планирует увеличить обязательные запасы с 90 дней до 120 или даже до непривычных для Европы 150 дней, в течение которых топлива из резервов будет достаточно.
Увеличение запасов, конечно, должны оплатить производители, которые эти траты «отправят дальше», так что достанется и потребителям.
Более существенные запасы чисто теоретически означают, что Чехия сможет продержаться на месяц больше, если поставщики «устроят забастовку». Но прошлое уже показало, что топлива, как правило, не хватает тогда, когда бастует население.
Когда к прошлогодним выступлениям против пенсионной реформы во Франции присоединились и работники нефтеперерабатывающих заводов, которые не только перестали работать, но и блокировали транспортировку всего сырья (включая то, что было в государственных запасах), Франция была вынуждена на скорую руку докупать топливо за границей, хотя дома у нее его было предостаточно. То же самое в прошлом году сделала и Греция, когда забастовка работников заправок и водителей чуть не обрушила экономику. С ситуацией в итоге была вынуждена разбираться армия. Но и в случае Греции резервов было достаточно, но бензина не было.
Тем не менее, существует вероятность, что нефти в самом деле не будет. Как это может выглядеть, показала холодная зима 2009 года, когда Россия не договорилась с Украиной, Газпром закрыл краны, и из-за недостатка газа в итоге мерзла часть Европы.
В отличие от газа нефть течет в Европу из гораздо большего числа источников. Но и здесь не все выиграно. Россия - все еще крупный и ненадежный игрок. И как показали недавние события, полагаться на стабильные поставки из Ливии и Алжира было бы неблагоразумно. Поэтому и в отношении нефти есть реальная возможность сокращения скорости, снижения и даже приостановления поставок, тогда государству материальные резервы в определенной степени могут помочь. Конкретно нам – на три, а в будущем, возможно, на четыре месяца.
Никакой другой стратегии, кроме как делать запасы, ни у кого нет. Так что, хоть увеличение государственных запасов нефти можно расценивать, скорее, как жест, а не путь реального спасения, было бы нечестно однозначно критиковать эту попытку. И даже если с этими мерами связано подорожание в размере десяти геллеров (1 крона равна 100 геллерам – прим. ред.). Достаточно одной забастовки нефтяной державы в другом конце мира, и чешские водители будут рады заплатить за литр бензина гораздо больше крон. Они будут рады платить, потому что альтернативой дорогому бензину будет его отсутствие.