Фотография рядом с Porsche, всегда дорогие костюмы и арест за «сексуальную агрессию». Всего за неделю над судьбой неофициального, но пользующегося популярностью кандидата на выборах 2012 года сгустились тучи (В минувшие выходные Стросс-Кан был задержан в нью-йоркском аэропорту. Он подозревается в попытке изнасилования 32-летней горничной нью-йоркского отеля, в котором проживал. Женщина утверждает, что глава МВФ пытался склонить ее к оральному сексу. Стросс-Кан пробыл 30 часов в предварительном заключении. Вскоре ему будет проведен генетический анализ, сегодня же он предстанет перед нью-йоркским судом - прим. ред.). И если окончательные выводы делать еще слишком рано, уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что Доминику Стросс-Кану потребуется много, очень много времени, чтобы оправиться от нанесенного ему за эти несколько дней ущерба.
Кандидатура на выборах
Доминик Стросс-Кан – кандидат от социалистов? Хотя этот вопрос еще не был официально решен еще даже внутри самой соцпартии, мало кто полагал, что директор МВФ откажется от участия в выборах. В его окружении также не делали большой тайны из подготовительной работы для представления его кандидатуры. За процессом пристально следил «квартет» его ближайших сторонников: Рамзи Кирун (Ramzi Kirhoun), Жиль Финшельштейн (Gilles Finchelstein), Стефан Фук (Stéphane Fouks) и Анна Оммель (Anne Hommel).
Перед генеральным директором МВФ Домиником Стросс-Каном стоял целый ряд жестких обязательств, в результате чего он, по словам его окружения, мог делать только «намеки». Однако все кусочки мозаики встали на свое место: вспомните, например, о многочисленных встречах с представителями руководства Соцпартии с начала года или же вышедшем на Canal + 13 марта документальном фильме о жизни главы МВФ и его супруги Анны Синклер (Anne Sinclair) в Вашингтоне. Там мы увидели, как Стросс-Кан не только возглавляет одну из важнейших международных организаций, но и готовит стейки вместе с супругой или приводит в порядок свои костюмы.
Официально участие Доминика Стросс-Кана в будущих выборах оставалось гипотетическим. И снять эту гипотезу могло лишь намеченное на 28 июня начало праймериз в соцпартии. Неофициально все указывало на то, что он готов начать кампанию.
Деньги и женщины – две роковые слабости
Командам потенциального кандидата оставалось лишь «расчистить территорию». Заложенные на поле мины были всем давно прекрасно известны: его материальное благополучие, отношение к деньгам, а также слабость к женщинам. Об этих его склонностях знала вся пресса и весь политический класс. Более того, они уже обсуждались в нескольких публикациях и даже телевизионных передачах.
После его назначения на пост директора МВФ в июле 2007 года корреспондент Libération в Брюсселе Жан Катремер (Jean Quatremer) написал в своем блоге следующее: «Единственная настоящая проблема Стросс-Кана - это его отношение к женщинам. Он слишком настойчив, что нередко граничит с домогательством. Эта причуда известна всем СМИ, но никто о ней не говорит (мы же во Франции). В то же время МВФ – это международная организация, где царят англосаксонские нравы. Один неверный жест, один слишком прозрачный намек, и его ждет травля в СМИ».
Так, в начале 2007 года романистка Тристан Банон (Tristane Banon) рассказала в программе Тьерри Ардисона (Thierry Ardisson) о том, как Сросс-Кан пытался склонить ее к сексуальной связи. Кроме того, в ряде публикация упоминался слух о том, что партия UMP пригрозила директору МВФ обнародованием компрометирующих фотографий, если тот выставит свою кандидатуру на выборах президента Франции.
Тем не менее, сторонники Стросс-Кана были убеждены, что это препятствие осталось в прошлом благодаря (как ни парадоксально) первому «делу»: его связи с сотрудницей МВФ.
2008 год, дело Пирошки Надь
18 октября 2008 года, чуть больше года спустя после его прихода в МВФ, Стросс-Кан появился на первой полосе The Wall Street Journal. По информации газеты, он способствовал продвижению по карьерной лестнице бывшей сотрудницы фонда в Африке Пирошки Надь, с которой у него была сексуальная связь. Серьезное обвинение в стране, где не любят шутить с фаворитизмом или нравами высокопоставленного руководства. Вокруг Доминика Стросс-Кана разразилась буря. Однако ему очень быстро удалось отмыться от обвинения в фаворитизме.
Оставалась лишь супружеская неверность, которую удалось свести к единичному случаю. Анна Синклер попыталась снять вопрос, сделав в своем блоге следующее заявление: «Все понимают, что подобное может произойти в жизни любой семьи. Со своей стороны должна сказать, что эта единичная интрижка осталась в прошлом. Мы перевернули страницу».
Для команды его сторонников из соцпартии это дело стало своего рода преимуществом: по их словам, оно позволило «расчистить» территорию, морально подготовив французов к этой слабости их чемпиона. И снять необходимость возвращаться к этому в будущем.
«Дело Porsche»
В первую очередь их беспокоил другой аспект имиджа Стросс-Кана: его материальное благополучие. Генеральный директор МВФ – это одна из самых высокооплачиваемых должностей во всем мире: 461 510 долларов или почти 325 000 евро в год. Однако социалист не стал дожидаться назначения на этот пост, чтобы продемонстрировать «внешние признаки богатства»: его супруга, журналистка Анна Синклер является наследницей одного очень крупного коллекционера предметов искусства и располагает внушительным личным состоянием. Супружеская чета также владеет домом в Маракеше и двумя квартирами в Париже, одна из которых (та, что побольше) расположена на престижной площади Вогезов. Соответствующий материал был опубликован в L'Express 13 мая.
На фоне свирепствовавшего в течение трех лет экономического кризиса эта проблема приняла особое значение во Франции: население обеспокоено падающей покупательной способностью, тогда как президент находится под непрерывном огнем критики из-за близости к промышленным и финансовым кругам и пристрастию к дорогим часам.
В итоге для того, чтобы выросло новое «дело», хватило сущего пустяка: фотографии в Le Parisien от 3 мая, на которой чета Стросс-Кан стоит перед автомобилем марки Porsche. Правоориентированный блогер Эмери Долиже (Emery Doligé) начал обсуждение этой новости в Twitter. Арно Дасье (Arnaud Dassier), «рабочая лошадка» интернет-кампании Николя Саркози в 2007 году, последовал его примеру. К концу для оба они «подняли» эту информацию в сети микроблоггинга. На следующий день журналист Le Point Эрве Гаттегно (Hervé Gattegno) выпустил репортаж на RTL. Огонь разгорелся.
Запоздалая реакция
И неважно, что на фото нет самого директора-распорядителя МВФ за рулем машины и что сам автомобиль не является его собственностью. Противники Стросс-Кана, как с правого, так и с левого флангов, хватаются за эту возможность, чтобы покритиковать его материальное благополучие. А окружение Стросс-Кана никак не реагирует, предпочитая замять дело. Напрасный труд. Один из его помощников, Рамзи Кирун, являющийся кроме этого пресс-секретарем промышленной группы Lagardère, в итоге 10 мая сообщает изданию Point.fr, что автомобиль принадлежит ему.
Но подобное поведение вызывает лишь полемику о связях Стросс-Кана и одного из крупнейших французских бизнесменов Арно Лагардера (Arnaud Lagardère). На сайте Atlantico.fr, чьим акционером является Арно Дассье, 13 марта появляется сообщение, что машина Кируна – служебная. Последний, в свою очередь, на страницах издания Le Monde интересуется, каким образом сайту стало это известно, и критикует Дассье.
Окружение Стросс-Кана, как кажется, начинает понимать, что следует реагировать. Так, в пух и прах разносится статья, появившаяся 12 мая в France Soir. Автор заметки на основе информации, ранее напечатанной интернет-изданием Bakchich.info, утверждает, что Стросс-Кан заказывает костюмы у персонального портного за 7-35 тысяч долларов. Эта информация получена якобы со слов самого портного. Известие это отнюдь не новость и не столь важно, поэтому проходит относительно незамеченным.
Но окружение Стросс-Кана полно решимости ничего больше не оставлять без ответа. И несколько дней спустя становится известно, что Стросс-Кан подал судебный иск к изданию за «публикацию ложной информации».
Нью-йоркский эпизод
Теперь история с Porsche или роскошными костюмами кажутся невинными по сравнению с тем, что обрушилось на Стросс-Кана в эти выходные. Как написало издание New-York Times, в ночь с субботы на воскресенье директор-распорядитель МВФ был задержан практически у трапа самолета, который должен был вылететь в Европу, и помещен в камеру предварительного заключения. Прокуратура Нью-Йорка обвиняет его в «сексуальной агрессии, попытке изнасиловании и насильственном удержании другого человека». Горничная отеля Sofitel, в котором он жил, уверяет, что он пытался над ней надругаться.
Доминик Стросс-Кан все отрицает и уже заявил, что не признает вину в ходе судебного заседания. И если рассуждать о юридических последствиях этого скандала, то будущее Стросс-Кана во главе МВФ уже кажется не столь светлым. А что касается его возможного участия в праймериз социалистической партии в преддверии президентских выборов во Франции 2012 года, то оно вообще маловероятно.