Говорят, горькая правда лучше неопределенности. Это верно и в отношении планов создать в Чехии противоракетный центр раннего предупреждения. С этим предложением год назад выступила администрация Обамы после отказа от намерений Буша разместить радар в Брдех.
Предложение, от которого теперь чешская сторона, как отметил министр обороны Александр Вондра (Alexandr Vondra) после сегодняшних переговоров в Праге с заместителем министра обороны США Уильямом Линном (William Lynn), с благодарностью отказалась.
Хорошо, что после не предназначенной для публики информации, которая off record проникала из чешских военных и дипломатических кулуаров, и после хоть и официального, но не совсем ясного заявления министра иностранных дел Карла Шварценберга (Karеl Schwarzenberg) во время его недавнего визита в США, у нас, наконец, появилась ясность. Чехия не хочет противоракетный центр раннего предупреждения.
Конкретная причина, как говорит чешская сторона, заключается в том, что речь бы снова шла только о двустороннем американско-чешском проекте, который (в отличие от первоначальной информации, которая была предоставлена Чехии) не строился бы на основании общего проекта противоракетного зонта США и НАТО. А такая «цена утешения», как на прошлой неделе все это назвал Александр Вондра, чешской стороне не слишком нужна.
Конечно, немного парадоксально: то, что Чехии нравилось больше всего в проекте Буша, то есть то, что проект должен был усилить наши двусторонние связи с США именно вне рамкок НАТО, теперь нам не нравится в предложении Обамы. Но в этом парадоксе кроется настоящее объяснение, почему у нас после радара не будет даже центра раннего предупреждения и почему, скорее всего, это хорошо.
Во всей эпопее с радаром между Чехией и США было так много недоразумений, разочарований, недоверия и, наверное, даже ощущения предательства, что наносы и наросты, после всего этого оставшиеся, прежде всего, у чешской стороны, уже просто нельзя устранить. Центр, который в прошлом году предложила администрация Обамы, многие чешские политики и дипломаты с самого начало воспринимали как «пустышку», и дальнейшее обсуждение с американской стороной только убедило их в этом.
Только на таком недоверии ничего хорошего не построить. И чешский отказ от американского предложения, которое очевидно было однозначным хлопаньем дверью после всей бушевско-обамовско-чешской противоракетной эпопеи, в данной ситуации является своего рода освобождением.
Прежде всего, Чехия таким образом очистила стол переговоров. Только давайте надеяться, что у чешской стороны есть и что-то новое, что теперь она хотела бы представить за столом переговоров и дать взаимоотношениям.