Не удивляйтесь, что повисшие в воздухе слова и бездоказательные обвинения сеют панику и перекладывают вину на помидоры, тыквенные растения и испанских, итальянских или находящихся на грани разорения французских овощеводов. То, что демократия и слухи сосуществуют, – это не открытие. Наш первый свободный полис, античные Афины, подтачивались доксой – глубоким болотом безосновательных и безапелляционных суждений. Сократ всю жизнь боролся с подобным и, как говорят, именно из-за этого и умер. На агоре – месте общественных обсуждений в V веке до н.э. – каждый без всякой проверки выражал свои подозрения и поливал другого грязью; когда сегодня эксперты из Гамбурга и Берлина неожиданно обвиняют во всех грехах огурцы из Андалузии, то ни Аристотель, ни Мольер не удивились бы их глупой поспешности. Глобализация обеспечивает свободный обмен товарами и не менее свободный – глупостями.
Циркуляция информации по интернету, в том случае если она служит прорыву деспотических блокад, ведет к потрясающим протестами ради свободы, и доказательство тому - Тунис и Каир. Но она также переносит старые предрассудки, прожженную злобу, абсурдные доводы. От 30 до 70% европейцев - в зависимости от времени и места - считали, что теракты 11 сентября организованы американскими спецслужбами. 70% французских избирателей левого толка уверены, что Доминик Стросс-Кан пал жертвой загадочного заговора. Подобная е-безграмотность, накладываясь на традиционный бред доксы, сеет панику по всему миру. Буквально за один день взрыв на АЭС «Фукусима» становится синонимом удела атомной энергетики и объектом безоговорочного осуждения. Бедная Мари Кюри (физик, исследовала явления радиоактивности – прим. пер.), околдованная демоническим доктором Мабузом (персонаж люксембургского писателя Норберта Жака, его образ использовал немецкий режиссер Фриц Ланг, – демонический злодей, гипнотизирующий и полностью подчиняющий себе своих жертв – прим. пер.) Атом – вот наконец разоблаченный враг человечества. Сопутствующие обстоятельства – вроде землетрясения и небывалой силы цунами – из коллективной памяти стерты, зато появляется «атомный риск», одинаковый везде и для всех, включая территории, в которых в течение веков не было землетрясений и отродясь - цунами. Под действием нахлынувшей волны безумия Ангела Меркель сдалась за три недели, и европейские «зеленые» уже предвкушают собственный доселе неслыханный триумф. Приводить доводы бесполезно: ведь Фукусима видна даже из заштатного французского городишки! Тот, кто покупает овощи, окутывается облаком бактерий-убийц. Научные опровержения не убеждают. Да, намного лучше жить при свечах и не прикасаться к овощам!
Принцип соблюдения мер предосторожности становится нашим евангелием, на каждый случай иррациональной паники приходится лихорадочное и отчаянное научное исследование с нулевым результатом. Народы южного Средиземноморья восстают против правящих ими деспотов. На пока еще сытом севере подобные волнения больше вызывают тревогу, нежели энтузиазма: кто может гарантировать будущее? Разумеется, никто, и что ж? Нами не управляет провидение, и те, кто уповают на смысл истории, набивают себе шишки: взгляните на историю нашего ужасного XX века. Появляются те, кто надеется на рациональность финансовых рынков, вспомните начало XXI века. Мы уверены лишь в одном: абсолютной гарантии не существует, приходится жить в риске и «трудиться в неопределенности» (Паскаль). Если бы наш предок, добывший огонь, придерживался принципа соблюдения мер предосторожности, то он испугался бы, что огонь попадет в руки поджигателей и тотчас же загасил бы собственное изобретение, продолжив есть сырую еду, трястись от холода и не подвергаясь никакому риску цивилизации. По счастью, он не знал о наших священных «мерах предосторожности» и осмелился пойти на авантюры и изобретения, чьи плоды сделали нас столь процветающими … и трусливыми.
Европейские страны могут сколько угодно предаваться близорукому эгоизму и ужасаться движениям планетарного масштаба, которыми они не руководят, но подобное поведение ни к чему не ведет. В условиях, когда восставшие народы смещают диктаторов и на свой собственный страх и риск сбрасывают вековое ярмо, перед Европой должен стоять единственный вопрос – будет ли она способствовать укреплению этого желания свободы, которым, кстати, некогда была одержима и она сама. Аналогично - полмиллиарда индийцев живут в самой большой мировой демократии без электричества, в бедности, да что уж там, в беспросветной нищете. Нефти нет, угля нет, следовательно, развитие атомной энергетики является вопросом выживания. Есть и другие страны, которые приводят аналогичные аргументы, поэтому для них трагедия на «Фукусиме» положения дел не меняет. Контролировать риски, присущие атомной энергетике, следует нам самим. Отказ какой-либо страны от использования АЭС и оставшиеся без работы сотрудники этой «злополучной отрасли» - переливание из пустого в порожнее. Если Германия отказывается от использования АЭС (чтобы попасть в полную зависимость от нефтецаря России), а Франция продолжает ее развивать (во имя энергетической безопасности), то кто будет подготовлен лучше в случае возможной катастрофы? Тот, кто закрыл дверь и выкинул ключ, или тот, кто продолжает вызывающие споры исследования? Как без конца повторяют наши экологи, ядерная катастрофа не знает границ: либо вся планета отказывается от атомной энергетики (сюрреалистичная гипотеза), либо (реалистичная гипотеза) не отказывается никто, даже если и подвергает остракизму собственные АЭС.
Евросоюз охвачен паникой, а значит, разделен. Еще вчера он боялся пришлых с востока (долой пресловутых польских сантехников!), а сегодня с напряжением наблюдает за пришествием с юга. Каждый сам за себя. Пускай Италия сама выкручивается с наплывом беженцев (из Туниса – прим. пер.) на Лампедузу! С какой стати немецкие муравьи станут помогать греческим, испанским и португальским стрекозам? Да плевать на эффект домино! Тот, кто охвачен паникой, сжигает мосты: фламандская часть Бельгии отвергает валлонскую Бельгию, Италия собирается жить сама по себе, а Франция множит муниципалитеты: печальный выбор, печальные дебаты в преддверии президентских выборов во Франции. Смысл Европы более неразличим, французская идея расплывчата. Но извините меня, ведь земля круглая, она вертится, внешний мир и с его опасностями все равно существует, и если закрывать глаза, то он не исчезнет. Фукусима видна даже из заштатного французского городишки! Тот, кто покупает овощи, окутывается облаком бактерий-убийц. Научные опровержения не убеждают. Да, намного лучше жить при свечах и не прикасаться к овощам!