Произошедшее в ночь со среды на четверг нападение на КПП на севере Косова проливает свет на глубинные разногласия, которые до сих пор сохраняются в отношениях Сербии и Косова, чью независимость Белград по сей день отказывается признать.
Последние несколько дней в отношениях Сербии и Косова продолжает нарастать напряженность. В ночь со среды на четверг она достигла своего апогея. Около ста молодых людей устроили нападение и подожгли КПП в сербском анклаве на севере Косова. По словам посла Франции в Косове, которого цитирует агентство Reuters, ситуация на границе Сербии и Косова «не вышла из-под контроля, но остается сложной».
Тем не менее, эксперты в один голос заявляют о том, что риск возникновения более серьезного конфликта в настоящий момент минимален. «Ситуация значительно отличается о той, что была в регионе в 1998-1999 годах во время войны в Косове, - объясняет Одиль Перро (Odile Perrot), специалист по политическим наукам из ОБСЕ. - У Приштины и Белграда нет желания или заинтересованности в том, чтобы началась война». В то же время нынешние столкновения проливают свет на препятствующие нормальному сосуществованию стран политические разногласия, прежде всего по вопросу границ.
Как бы то ни было, под давлением Европейского Союза, куда обе страны хотели бы вступить в ближайшем будущем, в марте этого года Сербии и Косову волей-неволей пришлось начать двухсторонние переговоры. В начале июля сторонам даже удалось подписать соглашение: теперь Сербия признает косовские автомобильные номера, удостоверения личности и дипломы университетов. Кроме того, такое решение является на самом деле куда более значимым шагом, чем это кажется на первый взгляд: косовары отныне могут ездить в Сербию...
Тупик в переговорах
Тем не менее, с тех пор переговоры не могут сдвинуться с мертвой точки. В частности государствам никак не удается договориться по вопросу границ. Корни этой проблемы уходят в 2008 год, когда состоялось провозглашение независимости Косова. В тот момент Белград, примеру которого последовали косовские сербы, отказался признать суверенитет новой страны. «В эпоху провозглашения независимости косовские власти не контролировали, да и сейчас не контролируют преимущественно сербский анклав на севере своей территории», - объясняет политолог и специалист по проблемам Центральной Европы Жак Рюпник (Jacques Rupnik).
В этот анклаве у Приштины нет никакого влияния ни на границах, нм среди властей. Игнорирующий провозглашение независимости Косова Белград продолжает финансировать общественные службы на севере региона, платить зарплаты чиновникам и по сути управлять всей этой территорией. Границы между севером Косова и Сербией практически не существует: люди и товары перемещаются туда и обратно безо всякого контроля.
Параллельно с этим с 2008 года Белград ввел запрет на ввоз в страну любой продукции со штампом «Республика Косово»... но не отказался от собственного экспорта в непризнанное им государство. «Под давлением международного сообщества в Косове не принимали ответных мер, рассказывает Одиль Перро. - Такая ситуация просуществовала три года. Тем не менее, 20 июля Приштина в свою очередь приняла решение заблокировать весь импорт из Сербии». Этот шаг привел к новому усилению напряженности в отношениях двух стран.
Приштина пытается взять под контроль север
25 июля напряженность вышла на новый уровень. Не согласовав решение с гражданской миссией Евросоюза Eulex или натовской миротворческой группировкой Kfor (она находится в стране с момента окончания этнического конфликта в 1999 году), министр внутренних дел Косова Байрам Реджепи провел полицейскую операцию у двух КПП на севере республики, для того чтобы обеспечить соблюдение эмбарго на ввоз сербских товаров.
«На самом деле правительство Косова попыталось установить свою власть в регионе и взять под контроль границу, организовать таможню и ввести налоги, - считает Жак Рюпник. - Сербские националисты восприняли это как аннексию части территории Сербии, что в их глазах было совершенно неприемлемо. Произошедшее в среду нападение является следствием этой операции. Для экстремистов политика «чем хуже, тем лучше» предпочтительнее признания независимости Косова».
Хотя правительство Косова открыто обвинило во всем Белград, президент Сербии Борис Тадич попытался несколько поумерить страсти, переложив ответственность за нападение на «экстремистов и хулиганов [...], которые пытаются с помощью односторонних действий и насилия положить конец мирному процессу и диалогу Белграда и Приштины».