Результаты последних немецко-российских политических встреч указывают на то, что Россия в отношениях с Германией реализует ограниченную повестку дня. Это объясняет отсутствие динамики в немецко-российском модернизационном партнерстве. Позиция Москвы прояснилась недавно как на немецко-российских правительственных консультациях, так и в ходе работы «Петербургского диалога» в Ганновере.
В поведении российской стороны в Ганновере отразилось внутреннее развитие в России, где широкомасштабная модернизация становится все менее вероятной.
На основании этого можно сделать некоторые выводы относительно современного внешнеполитического курса Москвы. Во-первых, целый ряд высказываний и действий указывают на то, что Россия свои отношения как с Германией, так и с Евросоюзом определяет через контакты в области энергетики. При этом у России возникло убеждение в том, что зависимость Германии от российского природного газа в ближайшее время будет увеличиваться и поэтому в распоряжении России может оказаться более длинный рычаг. Во-вторых, для России темы, связанные со свободой передвижения, имеют более важное значение, и прежде всего это относится к отмене визового режима, вот почему Москва пытается заручиться в этом вопросе поддержкой Германии в процессе реализации своих целей в Брюсселе. В-третьих, ясно то, что Россия мало заинтересована в диалоге гражданских общества обеих стран.
Эти выводы относительно сырья, виз и гражданского общества подтверждаются при взгляде на внутриполитическое и экономическое развитие России, а также на обсуждение внешнеполитических вопросов.
«Арабская весна» и катастрофа на АЭС в Японии вновь понизили готовность Москвы к дальнейшему экономическому открытию в отношении Запада, которое до этого увеличивалось вследствие экономического и финансового кризиса. Последствия этих событий рассматриваются в России как укрепление своего собственного энергетического влияния, дающего Москве преимущества в переговорах с целым рядом стран-членов Евросоюза. В то же время во внутренней политике проявляется растущая стилизация сырьевого могущества России как средства укрепления государства и национальной независимости. В стадии подготовки находится слияние крупного российского электроэнергетического концерна «Комплексные энергетические системы» с одним из дочерних предприятий Газпрома, что приведет к дальнейшему огосударствлению энергетической отрасли.
Желание России добиться прогресса на переговорах о либерализации визового режима привело к тому, что в Москве в настоящее время обсуждается вопрос об облегчении процедуры оформления виз для определенных категорий иностранцев. Это может, например, затронуть немецких бизнесменов, посещающих Россию, и в связи с этим могут быть отменены некоторые длительные бюрократические процедуры.
В конечном итоге укрепление гражданского общества не является приоритетом для российского руководства, и многие представители российской правящей элиты воспринимают неправительственные организации как мешающий фактор. Это проявляется в наличие разнообразных бюрократических препятствий, осложняющих реализацию инициатив в области гражданского общества в России. Кроме того, Россия пока отказывается предоставить вопросам, связанным с гражданским обществом, более важное место в рамках «партнерства для модернизации» между Евросоюзом и Россией.
Что касается немецко-российского модернизационного партнерства, то немецкая сторона с 2008 года сделала целый ряд предложений для того, чтобы поставить эти отношения на более широкий фундамент. Сделанные предложения основаны из представлении о том, что российское руководство намерено провести масштабные реформы. Однако в настоящий момент это почти ничем не подтверждается. Хотя российский президент Дмитрий Медведев и использует на переговорах более приятный для Запада стиль, чем премьер-министр Владимир Путин, тем не менее почти три года его президентства показали, что, несмотря на используемую риторику, он провел лишь незначительные реформы. Не следует ожидать в будущем принципиального изменения курса, поскольку глубоко укоренившиеся структуры и влиятельные группы интересов в России настроены против широкомасштабных изменений. Поэтому немецкие предложения, например, в области здравоохранения или развития малого и среднего бизнеса не попадают на плодотворную почву.
Помимо существующих структурных препятствий в настоящее время на немецко-российское сотрудничество оказывают воздействие предстоящие парламентские и президентские выборы. Эти выборы в ближайшие месяцы будут оказывать влияние на все остальные вопросы. После голосования в декабре 2011 и марте 2012 году власть имущие в стране будут озабочены тем, чтобы консолидировать достигнутое и, по возможности, расширить свое влияние. При этом с помощью коррумпированных чиновников будут обслуживаться определенные частные интересы людей, получающих выгоду от существующей системы и поэтому не поддерживающих никакие реформы. Тогда как само общество, за исключением некоторых социальных выплат с целью ограничения существенного роста протестного потенциала, скорее всего, вновь ничего от этого не получит.
Для немецко-российских отношений это означает, что пространство для их развития не увеличится. Хотя сотрудничество в энергетической области, а также с некоторыми крупными концернами, скорее всего, будет процветать, особенно в сфере передачи технологий России. При определенных условиях могут быть достигнуты также гарантии взаимного облегчения визового режима. Однако с учетом преобладающего расклада интересов в России расширение модернизационного партнерства вряд ли будет возможно.
Сьюзан Стюарт занимается научными исследованиями в фонде «Наука и политика», который на внепартийной основе оказывает консультационные услуги Бундестагу и федеральному правительству по вопросам внешней и политики, а также политики в области безопасности.