Сотрудничество России и НАТО застряло где-то посередине между антагонизмом времен холодной войны и тем, что Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) называет «настоящим стратегическим партнерством». Но остается тем не менее окно возможностей для обеспечения панъевропейской безопасности. Все стороны должны помнить о том, что доверие, вовлеченность, равенство и компромисс между Россией, Соединенными Штатами и Европой являются ключевыми предпосылками для достижения соглашения по совместной противоракетной обороне.
Хотя НАТО и Россия согласились с тем, что они не представляют угрозы друг для друга во время заседания Совета Россия-НАТО в Лиссабоне в декабре, сотрудничество по-прежнему осложняется взаимной подозрительностью и тяжелым историческим наследием. Конечно, крах Советского Союза не привел к автоматическому установлению атмосферы взаимного доверия. Хотя историю переписать нельзя, тем не менее, действительно ли нет никаких шансов преодолеть тупик в отношениях России и НАТО и отойти уже наконец от рассуждений в духе холодной войны, придя к по-настоящему равному и продуктивному партнерству?
Очевидно, основной проблемой в отношениях России и НАТО, которую стороны тщетно пытаются решить, является сотрудничество в сфере противоракетной обороны. Никаких прорывов по этому вопросу не было достигнуто на многочисленных встречах ведущих российских и натовских представителей в этом году. Безуспешные попытки обеих сторон прийти к соглашению с восприятием сотрудничества в области ПРО другой стороны привели к отказу России принять предложения НАТО по установлению двух независимых, но связанных между собой противоракетных систем, которые будут обмениваться данными по ракетным угрозам. НАТО, между тем, не согласилось на предложение Москвы, которое предусматривало создание единой системы, которая дала бы обеим сторонам равные полномочия в области принятия решений и запусков ракет-перехватчиков. В своей речи в Лондоне 15 июня Расмуссен объяснил позицию НАТО, заявив: «Мы не можем передать наши обязательства по обороне странам, не являющимися членами НАТО».
Соглашение по противоракетной обороне это не просто вопрос безопасности. Не стоит недооценивать огромную политическую значимость поддержки какого бы то ни было соглашения по этому вопросу. Как недавно признал российский представитель при НАТО Дмитрий Рогозин, углубленное сотрудничество по противоракетной обороне между Россией и Соединенными Штатами возможно с военного и технического угла зрения, но успех совместной инициативы зависит от политической готовности обеих сторон.
Ранее этим летом Рогозин говорил: «Любые попытки тех в НАТО, кто мечтает о нейтрализации нашего стратегического потенциала, будут напрасными… У нас достаточно возможностей для создания как оборонительных, так и наступательных средств, чтобы справиться с любой ракетной угрозой и преодолеть любую противоракетную оборону». Министр обороны Анатолий Сердюков затем заявил, что отсутствие совместной российско-натовской системы противоракетной обороны «может привести Кремль к тому, что он начнет наращивать вооружения». Подобная воинственная риторика усиливается нежеланием обеих сторон идти на компромисс и возвращает сотрудничество России и НАТО обратно на круги своя.
Почему создание совместной системы противоракетной обороны играет столь большую роль в отношениях России и НАТО? Вагиф Гусейнов (Vagif Guseinov), аналитик из Института стратегических исследований и анализа, озвучил широко распространенное ощущение, когда сказал, что Москва боится быть исключенной из процесса принятия решений в совместной противоракетной обороне, или того, что, в лучшем случае, ей будет отведена незначительная роль.
Соглашение по совместной противоракетной обороне может значительно улучшить сотрудничество между НАТО и Россией и способствовать его дальнейшему улучшению со временем, согласно последнему отчету российских экспертов, проведенному проектом atlantic-community.org. Самый серьезный компонент, которого для этого пока не хватает, это политическая воля, мешают также недостаток доверия и равенства в партнерстве. Данное мнение разделяют примерно треть опрошенных российских экспертов. Другим опасением является то, что американская система противоракетной обороны может быть направлена против России или ее интересов и тем самым она будет сдерживать российский стратегический ядерный потенциал. В этом свете основную озабоченность, судя по всему, вызывает не угроза прямого нападения НАТО на Россию, а скорее страх переключения баланса сил в партнерстве в пользу НАТО, что уменьшит стратегический потенциал Москвы.
В своем отчете Надежда Арбатова из Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) предполагает, что путь к улучшению отношений НАТО и России в области безопасности должен включать «серьезные сокращения обычных вооружений и тактического ядерного оружия, что полностью устранит угрозу планирования войны или учений НАТО и России, направленных друг против друга, а также технические проекты в области противовоздушной обороны, начиная с интеграции систем раннего предупреждения».
Несмотря на призывы Расмуссена к России «сконцентрироваться на реальных угрозах безопасности вместо каких-то призраков прошлого, которых больше не существует», весьма вероятно, что без юридических гарантий со стороны НАТО и готовности сделать уступки в переговорах с Россией, инициатива практически не принесет успеха в долгосрочном плане.
Поэтому, чтобы не упустить ныне существующее окно возможностей для перезагрузки отношений России и НАТО и вывода их из состояния неопределенных и временных на стадию очевидного партнерства, стороны должны иметь в виду, что доверие, вовлеченность и равенство между Россией, Соединенными Штатами и Европой, а также способность к компромиссу во имя общей панъевропейской безопасности являются основными предпосылками для достижения соглашения по совместной противоракетной обороне.