Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Биржевые спекуляции: чем хуже, тем лучше

Падения бирж дают шанс спекулянтам. Хотя политики предпочли бы запретить «паразитировать» на кризисах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Любовь к «ставкам» на падения рынков все же растет в последние годы, с начала финансового кризиса. У инвесторов, по сравнению с периодом всеобщего роста до 2007 года, неизмеримо больше возможностей для «игры на спаде».

Акции французской банковской группы Société Générale в начале августа за какие-то 10 дней упали в цене почти на треть. При массовых продажах и снижении стоимости акций с 33 до 23 евро большинство инвесторов потерпели убытки.

Но для меньшинства спекулянтов, которые живут, делая ставки на снижение стоимости ценных бумаг, эти плохие новости означали шанс прекрасно заработать. Если эти инвесторы верно угадали, как будет развиваться рынок, то гипотетически на каждой акции меньше чем за две недели они могли заработать до 10 евро.

«Налет» спекулянтов на Société Générale и другие европейские банки был столь огромным, что регулирующие органы во Франции, Бельгии, Италии и Испании были вынуждены издать запрет на короткие продажи, то есть инвестиции, основанные на падении цен акций.

«Спекулянты вредят рынкам, и мы должны против них принимать меры», - прокомментировал принятое решение глава европейского органа по надзору за рынком ценных бумаг (ESMA) Стивен Майор (Steven Maijoor). Без такого запрета, считает он, акции банков могли бы упасть гораздо сильнее.

Дорого продать, дешево купить

Спекуляции на падении отдельных акций или даже биржевых индексов вроде бы противоречат одному из основных правил бизнеса: дешево купить и дорого продать.

Но все работает с точностью наоборот.

Инвестор, практикующий короткие продажи, сначала ценные бумаги дорого продает, чтобы через определенное время их дешево купить. Главное условие успеха – падение цен.

Как выглядит такая операция?

Инвестору акции «с завышенной стоимостью», на которые он хочет поставить, не принадлежат. Значит, сначала за плату и проценты за сделку он должен их взять в долг, как правило, у брокера или банка.

«У нас в год продажи без покрытия составляют 7% от объема сделки, то есть от объема взятых в долг ценных бумаг. Чем дольше вы придерживаетесь коротких продаж, тем выше проценты», - говорит о размере расходов на спекуляции ведущий отдела по сделкам с ценными бумагами компании Patria Ростислав Плива (Rostislav Plíva).

Следующий этап сделки – продажа взятых в долг ценных бумаг.

Если прогноз спекулянта верен, и цены действительно снижаются, инвестор сможет позже то же количество акций купить дешевле. Затем он вернет их брокеру. Доход такого инвестора составит разница между ценами продажи и покупки минус упомянутые платежи и проценты.

Риск без границ

По сравнению с классической торговлей акциями, когда инвестор покупает и ждет роста цен, продажи без покрытия имеют несколько особенностей.

В первую очередь, он позволяет за короткое время заработать больше.

Если повышение стоимости акций, как правило, бывает медленным, падения цен, часто сопровождаемые паникой на рынках, как в последние недели, наоборот, резкие. Снижение стоимости происходит за несколько часов, максимум - дней.

«Эта стратегия, скорее, используется для кратковременных спекуляций», - отмечает аналитик компании X-Trade Brokers Иржи Тылечек (Jiří Tyleček).

Еще одна особенность спекулирования на падающих ценах – это большие риски. Потери теоретически могут быть безграничны. То есть, если вместо предполагаемого падения цена акций вырастет, инвестор понесет убытки. Причем верхней границы таких потерь не существует.

Кризис на руку спекулянтам

Спекуляциями на неблагоприятном развитии ситуации на финансовых рынках занимается лишь малая часть инвесторов. Но точную долю таких сделок на рынках определить нельзя.

«Никакой официальной статистики нет, но опыт подсказывает, что можно говорить всего об отдельных процентах от общего объема сделок», - утверждает маклер  банка Fio Давид Брзек (David Brzek).

Любовь к «ставкам» на падения рынков, как он считает, все же растет в последние годы, с начала финансового кризиса. У инвесторов, по сравнению с периодом всеобщего роста до 2007 года, неизмеримо больше возможностей для «игры на спаде».

В Чехии популярность коротких продаж пока и близко не достигла такого уровня, как, например, в США. «Американские и британские рынки акций делают возможным продажи без покрытия всех акций основных биржевых индексов», - утверждает Тылечек.

Наши инвесторы по-прежнему, скорее, предпочитают покупать акции для того, чтобы продать их по более высокой цене. «Спекуляции на падении использует, максимум, десятая часть инвесторов в Чехии», - предполагает Брзек.

С его точки зрения, причина, прежде всего, заключается в отсутствии единой системы предоставления в долг ценных бумаг.

К крупнейшим в мире инвесторам, ставящим на падение ценных бумаг, относятся хеджевые фонды.

Успешными «попаданиями» могут похвастаться практически все известные инвестиционные звезды. Короткие продажи – любимый инструмент Джорджа Сороса (George Soros), Джима Чаноса (Jima Chanos), Пола Тюдора Джонса (Paul Tudor Jones), Джима Роджерса (Jim Rogers) и Дуга Касса (Doug Kass).

Все они на падении рынков сумели заработать сотни миллионов или даже миллиардов долларов. В Чехии пока столь громких имен нет.

Падальщики или гении?

Уже сама суть спекуляций на падении рынков неоднозначна; все строится на негативном развитии и балансирует на грани этики. За исключением одного случая (наказуемое распространение тревожных сообщений), продажи без покрытия законом не запрещены.

Исключение – так называемая «голая» продажа на короткий срок. Она заключается в быстрой продаже и покупке акций, которые инвестору на самом деле даже не принадлежат, и он даже не брал их в долг.

«Сделка обычно совершается за три дня. Поэтому у вас есть возможность продать что-то, что вам не принадлежит», - объясняет Ростислав Плива.

Например, Германия год назад «голые» спекуляции полностью запретила. О принятии подобной меры сейчас думает Европейская комиссия, возможный запрет коснется всего ЕС.

Но европейским политикам мешает и «обычные» короткие продажи. Помимо спорной этической стороны есть еще одна деталь. Если спекулянт продаст крупный пакет ценных бумаг, он таким образом сам может способствовать падению.

«Продажи на короткий срок могут ухудшить стабильность рынков и вызвать их преувеличенную реакцию», - объясняет французский евродепутат Паскаль Канфен (Pascal Canfin), который в Европарламенте представил документ, предлагающий ввести правила для спекулянтов. Пока неизвестно, в чем эти правила должны заключаться.

Однако, по словам представителей инвесторов, полный запрет – это неправильный выход.

«У инвестора должна быть возможность продать актив, цена которого, с его точки зрения, превышена», - приводит аргументы Давид Брзек.

Однако как временное ограничение он запреты принимает. «При явных спекулятивных атаках запреты могут успокоить ситуацию», - добавляет он. Но и это может сработать лишь на какое-то время.

Такую точку зрения подтверждает случай упомянутого выше Société Générale. Запрет спекуляций на акциях группы рынки на три дня успокоил. Но, тем не менее, потом пошла новая волна продаж акций.

Спорна и сама эффективность полного запрета. Почему? «Продажи не делаются в ту минуту, когда рынок резко упал, наоборот – когда рынок существенно и необоснованно растет», - объясняет Плива.

В момент падения, по его словам, спекулянты уже давно «заняли позиции»: ценные бумаги они уже продали и уже просто ждут падения цен.