Примерно за год до десятой годовщины теракта в США 11-го сентября 2001 года редакция Aktuálně.cz получила подробную информацию о мерах безопасности в международному аэропорту Праги «Рузине» (Praha-Ruzyně).
Если пассажиров в целях безопасности уже не один год подвергают жестким проверкам, то через грузовой терминал «Рузине» в самолеты, летающие по всему миру, может попасть, что угодно. Как следовало из сведений, попавших в распоряжение редакции, в самолетах спокойно может оказаться и бомба.
Несколько источников согласились во мнении, что за особо охраняемыми помещениями грузового терминала часто следят люди, чьи работа и уровень профессионализма соответствуют плохой оплате труда, недостаточному обучению и чрезмерной загруженности на рабочем месте.
Aktuálně.cz показала, какова ситуация в аэропорту на самом деле. Отправленный редакцией человек устроился на работу в одну из компаний, обслуживающих терминал. По стечению обстоятельств его приняло на работу печально известное агентство ABL, где он прошел краткое обучение, получил согласие всех инстанций и потом отработал несколько смен у ABL непосредственно в самом аэропорту. Во время последней смены он пронес макет бомбы в охраняемое помещение и доказал, что совсем не сложно пронести ее к грузу, отправляющемуся на борт самолета.
Можно говорить об информации из первых рук, она подтверждает, что высшие политики из правительства и парламента совершенно не преувеличивают, когда в ответ на сообщения нашего портала говорят, что ситуация на «Рузине» через 10 лет после 11-го сентября «невероятная» и «ужасающая».
Как мы оказались внутри
1. Чтобы работать в наиболее охраняемой зоне, достаточно не иметь судимости и пройти собеседование в охранном агентстве, которое следит за помещениями аэропорта. Но из-за очень низкой зарплаты здесь на работу возьмут практически любого. Платят 50 крон в час.
2. Потом достаточно только получить свидетельство от Института гражданской авиации (Úřad civilního letectví), что фактически является простой формальностью. Раньше соискателей проверял Национальный институт безопасности (Národní bezpečnostní úřad), который три месяца проверял личность каждого. Но этот обязательный этап проверки несколько лет назад был отменен.
3. Тот, кто прошел через Институт авиации, получает пропуск. С пропуском сотрудника охраны можно попасть и на взлетную полосу без какого-либо контроля с чьей-то стороны.
Дневник «террориста»: я мог взорвать «Рузине»
Прага – Пять минут первого. У меня первая ночная смена в грузовом терминале аэропорта. Сегодня будет тяжело.
Я принес с собой макет бомбы и сверток, который я хочу всунуть между грузов, отправляющихся в самолеты.
Что в свертке – никто не знает. Никто не знает и о том, что в одном из моих телефонов «бомба». Мобильный набит пластилином, там недействующий детонатор и провода.
Несмотря на все предписания, меня никто не осматривал, когда я принимал смену, мне даже не надо было проходить через рамку.
В итоге и телефон, и сверток я пронес в охраняемую зону в рюкзаке вместе с завтраком. Я в так называемой зоне S.R.A., которую, согласно внутренним правилам, проверяют так же, как палубу самолета.
Рюкзак во время службы постоянно со мной.
В терминале еще работают: складывают груз в самолеты, которые летят в ближайшие часы. Пробую, как далеко я смогу попасть с бомбой в телефоне. Несколько раз я выхожу непосредственно на аэродром. Меня опять никто не проверяет, никто ко мне не подходит, чтобы спросить, что я здесь делаю.
Работать на складе заканчивают, здесь остались только четыре грузчика и двое их коллег. Все сидят в одном помещении, что-то рассказывают и постоянно смеются.
Иногда выходят покурить или в туалет. Из помещения они выйдут только где-то в четыре утра.
Я решаюсь.
На тележке готов груз, который уже прошел через рентген и который направится в Россию. Коробки и ящики на паллете, закрыты полиэтиленовой пленкой и закреплены сеткой.
Я осматриваюсь, выбираю угол, который не уловят камеры видеонаблюдения. Еще до смены я ходил в пункт управления и быстро посмотрел, куда направлены камеры. Надеюсь, я выбрал правильное место…
Вытаскиваю из рюкзака сверток с макетом бомбы и прячу его под футболку. Никто не идет. Делаю пять шагов и кладу сверток на автопогрузчик среди приготовленных грузов.
Все. Я даже вздохнул с облегчением…
Остаток смены я читаю, иногда иду пройтись. Тяжело будет только где-то в районе пяти часов утра, я чуть не засну.
Суматоха начинается только после шести. Грузчики идут за первыми тележками, «мой» сверток вместе с другими отправляется на взлетную полосу примерно в полседьмого.
Рабочий ничего не проверяет, цепляет тележку к остальному грузу, который по воздуху тоже отправится в Россию.
Уже через минуту все это везут к самолету.
Я заканчиваю ровно в семь утра, когда меня сменить придет коллега из ABL. Последняя смена позади.
В переводе объединены несколько публикаций