Лучшего момента для презентации книги о России и не придумаешь – ведь как раз в конце прошлой недели стало известно о том, что Путин будет выставлять свою кандидатуру на президентских выборах. Редко в помещении Немецкого общества внешней политики (DGAP) собирается так много народу, как это было во вторник вечером, когда бывший министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) представлял новую книгу Александра Рара (Alexander Rahr). Большинство из примерно 400 собравшихся гостей могли следить только за телевизионной трансляцией выступления Штайнмайера, организованной в двух соседних залах.
Рар приходит к выводу о том, что для немцев Россия из «холодного врага» в лучшем случае превратилась в «холодного друга».
Руководитель парламентской фракции партии СДПГ во многом согласен с тезисом Рара. По его мнению, за последние 20 лет немецко-российские отношения не продвинулись вперед. Ничего не смогла в них изменить и «мужская дружба», считает Штайнмайер, намекая на бывшего канцлера Герхарда Шредера и Путина. Отсутствуют общественные сетевые связи. «Петербургский диалог», финансируемый в том числе и федеральным правительством, является, по мнению Штайнмайера, «мероприятием для представителей элит». Россия не обязательно находится на стороне Европы, предупреждает Штайнмайер. Отдельные группы российской элиты размышляют об альтернативах Европе. Бывший министр иностранных дел подвергает резкой критике «черно-желтое» коалиционное правительство. Он говорит о «целом ряде упущенных возможностей» и сожалеет о том, что разработанная им модель «модернизационного партнерства» не была реализована. Одновременно он требует более активного участия в программах студенческих и юношеских обменов, а также выступает за пересмотр визовой политики.
Рар подходит к этим вопросам еще более фундаментально. «Идея о проведении в отношении России ориентированной на ценности политики уже сегодня является неверной», - подчеркивает он. По его мнению, следует больше уделять внимания реальной политике, хотя Штайнмайер с таким подходом не согласен. Особенно присутствующих интересовал вопрос об объявленной накануне рокировке в России, однако Штайнмайер обошел его молчанием. И вообще в этот вечер в Германском обществе внешней политики, где обычно проходят оживленные дебаты, вопросы из зала были исключены из программы.