Если подтвердятся сообщения словацких СМИ, в эту пятницу система здравоохранения Словакии потеряет треть врачей в больницах. По примеру своих чешских коллег, словаки хотят подать массовое заявление на увольнение из-за низких зарплат и из-за неудовлетворительного в целом состояния системы здравоохранения. Им не нравится перевод больниц в акционерные общества («скрытая приватизация»), они хотят больше денег для себя и для всей системы здравоохранения страны, хотят работать без десятков сверхурочных часов («это не работа, а рабство»).
Правительство в ответ утверждает, что освобождает больницы от долгов, готовит новую реформу с лекарствами и что деньги необходимо использовать лучше, в чем может помочь как раз перевод больниц в акционерные общества. Но главный аргумент правительства заключается в том, что врачи «делают политику». Власти используют аргумент о прекращении работы коммерческих страховых компаний в здравоохранении, что когда-то хотел сделать и премьер Роберт Фицо (Robert Fico). Правительство опять хочет создать единую государственную кассу, а страховые компании будут соперничать друг с другом только в области дополнительного страхования.
Здравоохранение и его финансирование в посткоммунистической Центральной Европе, по сути, преимущественно политическая тема, на которой власть терпит крах.
Реформирование системы здравоохранения было лакмусовой бумажкой в Словакии, когда после восьми лет реформ правительство в 2006 году составили популисты левых взглядов и националисты, как раз под руководством Фицо.
Конец карьеры премьера Мирека Тополанека (Mirеka Topolánеk) начался на проигранных региональных выборах осенью 2008 года из-за введения платных услуг при посещении врачей, что было принято благодаря министру здравоохранения Томашу Юлинеку (Tomáš Julínek).
Фактический конец правительства венгерского социалистического премьера Ференца Дюрчаня (Ferenc Gyurcsány) настал весной 2008, когда его правительство проиграло референдум о только что введенной плате при посещении врача и об открытии системы для соревнования коммерческих страховых компаний. За проведение референдума тогда выступала оппозиционная консервативная партия Fidesz, она добилась своего и таким образом за два года до выборов протестировала слабые места социалистического премьера, который прославился своей тайной речью, где он говорил, что они лгали избирателям «утром, в полдень и вечером». Партия Fidesz в 2010 году разгромила социалистов.
«Через регистрацию людей в приемных врачей во время оплаты мы хотели выявить «мертвые души», которые не платят социальные взносы и налоги», - откровенно сказал тогда Дюрчань в интервью HN. Он хотел в уже тогда достаточно дырявую государственную кассу привлечь больше средств от физических лиц. Вместо этого система здравоохранения Венгрии осталась зависимой от одной государственной страховой компании, осталась неофициально официальной системой взяток, когда пациентам и без таблиц известны расценки на отдельные действия, за которые врачам платят в конвертах.
Сегодня приватизацией больниц в своей кампании пугают и левые с консерваторами перед польскими парламентскими выборами, хотя сейчас здравоохранение не такая громкая и неоднозначная тема, как четыре года назад.
С другой стороны, появляются сообщения, что у частных больниц не все так хорошо, потому что поляков, которые платят наличными или через коммерческую страховку, почему-то не хватает, так что пропагандировать большую либерализацию правящей «Гражданской платформе» будет невыгодно. Система, реформированная и освобожденная от долгов после 1989 года, уже дважды не то, что сегодня создало бы наибольшие проблемы.
Глава оппозиционной партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, которому любая значительная роль государства в чем-либо кажется недостаточно сильной, на прошлой неделе шокировал экспертов идеей, что можно закрыть Национальный фонд здравоохранения, в который поляки систематически направляют средства на свою медицинскую страховку, и что больницы и другие медицинские учреждения могут перейти в ведомство областей или городов. И, наоборот, государственный бюджет обязался бы выделять на здравоохранение сумму в размере 6% ВВП, несмотря на размер поступлений от страховки. То есть Качиньский хочет централизовать уже и так достаточно централизованную систему.
Из проекта нового бюджета Словакии следует, что никакого повышения зарплат врачам и новых вливаний в здравоохранения власти пока не планируют. В обозримом будущем никаких выборов нет. Политическая ситуация в Словакии (в отличие от ситуации в Чехии, где деньги как-то нашли) для врачей не слишком выгодная. Одни больницы хотят объединять отделения, другие интересуются врачами за границей, третьи – не верят, что массовое увольнение действительно будет, и не делают ничего.
Будь я словацким пациентом, я бы занервничал и задался бы вопросом, кто и почему берет меня практически в заложники.