Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Восточная зима после «арабской весны»

Перспективы вступления в Евросоюз вызвали усиление деятельности по соблюдению прав человека в странах Центральной Европы. Но на Украине и в Белоруссии в области демократизации наблюдается движение назад.

© коллаж ИноСМИРоссия, Украина, Белоруссия – воссоединившаяся семья
Россия, Украина, Белоруссия – воссоединившаяся семья
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В течение первых десяти лет XXI века Запад был больше обеспокоен своими собственными проблемами, а также сохранением своих возможностей по влиянию на принятие решений международного масштаба, чем тем, что происходит в остальном мире.

В течение первых десяти лет XXI века Запад –в первую очередь США и Европа- был больше обеспокоен своими собственными проблемами, а также сохранением любой ценой своих возможностей по влиянию на принятие решений международного масштаба, чем тем, что происходит в остальном мире.

Пока мы с подозрением наблюдали за укреплением развивающихся держав, наступил экономический и долговой кризис, обострилась обстановка в Афганистане, западным войскам пришлось уйти из Ирака, а на Ближнем Востоке и севере Африки вспыхнули народные волнения. Вместе с этим рассеялись последние надежды на то, что мировые лидеры озаботятся положением в других частях света. Главный вызов, стоящий перед мировым сообществом (а в его распоряжении остается все меньше ресурсов), состоит в том, чтобы наилучшим образом распределить свои стратегические усилия.

Однако «арабская весна» помогла исправить многие ошибки прошлого. Ход развития протестных акций и их последствия указывают на предпосылки к переменам и модернизации в арабском мире.

Евросоюз обещал увеличить поток инвестиций в эту зону мира, облегчить рабочей силе из этих стран доступ на мировые рынки, возместить издержки, произошедшие в результате демократических преобразований, и способствовать налаживанию диалога. Что и говорить, фактор внезапно вспыхнувшие народные выступления в ближневосточных странах и на севере Африки заставили Запад серьезно призадуматься.

Не нужно отправляться слишком далеко, чтобы оценить сложность стоящей задачи. Военные действия –которые, надо признать, были начаты лишь после того, как большое число людей погибло от рук Каддафи- показали всю важность усилий по стабилизации обстановки в южной части Средиземного моря. Теперь, когда боевые действия как будто сходят на нет, особенно необходимо и далее оказывать поддержку процессу политического перехода, помочь Национальному переходному совету в деле создания демократических институтов и подготовки страны к свободным выборам. В Египте военный совет назначил проведение выборов в парламент на 28 ноября. Но это отнюдь не означает, что в переходном периоде нет своих проблем. Расстояние между переходным правительством и революционным народом постоянно увеличивалось, а некоторые меры, принятые Высшим Советом Вооруженных Сил, такие как отказ от отмены Закона о чрезвычайном положении, о чем было обещано после смещения Мубарака, недостойны страны, идущей по пути демократических преобразований.

А тем временем, в Тунисе идет подготовка к созданию Учредительного собрания в ходе выборов, запланированных на 23 октября. Это основополагающий шаг для страны, стремящейся стать первой демократией в арабском мире. Сейчас станет ясно, в какой степени будут выполнены данные обещания и станет ли данный регион действительно приоритетным с геостратегической точки зрения. До настоящего момента европейские государства не выделяли значительных дополнительных фондов для поддержки арабской весны, облегчения доступа на европейские рынки, торговые выгоды еще не стали реальностью, а ограничения на иммиграцию по-прежнему остаются в силе.

Но последствия подобного невнимания еще острее ощущаются в некоторых государствах Восточной Европы, никогда не рассматривавшихся в качестве экономического или внешнеполитического приоритета.

Это с особой силой проявилось на недавней встрече в верхах «Восточного партнерства», состоявшейся в Варшаве. Во встрече участвовали представители Евросоюза и шести бывших советских республик: Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. За исключением канцлера Германии Ангелы Меркель, лидеры прочих ведущих европейских государств на этой встрече отсутствовали.

Главным вопросом повестки дня было положение дел в Белоруссии и на Украине, которые, по всем признакам, все больше отдаляются от демократических норм.


Наконец-то европейские руководители потребовали немедленного освобождения всех политических заключенных и установления диалога с белорусской оппозицией. Они выразили свою глубокую озабоченность подавлением гражданских свобод и преследованием свободной прессы и правозащитников, нарушениями прав человека, отхода от демократических норм и создания правового государства в стране. Но вред уже был нанесен. Белорусские представители даже не явились на заседания в ответ на решение Евросоюза не приглашать на встречу президента страны Александра Лукашенко, которому не дают разрешения на посещения европейских стран из-за авторитарного характера его режима.

Пока белорусскому лидеру не предлагают оставить свой пост, Европа предложила финансовую помощь в размере 9 миллиардов долларов в обмен на осовобождение политзаключенных и проведение справедливых выборов, в соответствии с западными стандартами. Эти деньги поступят в виде займов двух европейских банков: Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития через МВФ. Евросоюз вовремя выступил со своим предложением, когда Белоруссию охватил глубокий экономический кризис, однако Лукашенко не проявил к нему ни малейшего интереса.

В декабре прошлого года страны Евросоюза уже выступили с предложением об оказании помощи в размере 3 миллиардов на проведение реформ, но президент Лукашенко продолжил преследование своих политических противников. Как утверждают, последний займ МВФ, предназначенный для стабилизации белорусского рубля, оказался на счетах высших должностных лиц. На этот раз никаких уступок быть не может.

А Украина тем временем продолжала вести с Евросоюзом переговоры об ассоциированном членстве, предусматривающем соглашение о свободной торговле. Это значительно увеличило бы приток инвестиций в эту страну и укрепило торговые отношения. Также возлагаются надежды на то, что с учетом размеров и стратегического положения Украины (между Европой и Россией), ее ассоциированное членство будет способствовать проведению реформ в других соседних странах.

Но отход Украины от демократических норм может затормозить процесс ее сближения с Евросоюзом. Наибольшее возмущение вызывает суд над лидером оппозиции и бывшим премьер-министром Юлией Тимошенко, которую обвиняют в нарушениях закона при подписании в 2009 году газовых соглашений с Россией.

Виктор Янукович вступил в должность президента в марте, одержав на выборах победу над Тимошенко. С самого начала его правления Украина стала проводить курс, резко отличающийся от того, которым следовал его предшественник Виктор Ющенко.

Нынешняя внешняя политика гораздо более расчетливая и, по крайней мере, в начале, как представлялась, была более сориентирована на Россию.

Однако интересы Москвы и Киева не всегда совпадают, особенно в газовой области. Кроме того, Янукович дал ясно понять, что предпочитает заключить соглашение о свободной торговле с Европой, чем присоединяться с Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, Украина продолжает развивать военное сотрудничество с НАТО.


Но у себя в стране он проводит все мене демократичную и все более авторитарную политику. Давление на независимые средства массовой информации и гражданское общество постоянно возрастает, украинские спецслужбы по стилю работу все больше напоминают КГБ, и существуют сомнения относительно того, что выборы следующего года что-то изменят.

В Центральной Европе перспективы присоединения к Евросоюзу послужили своего рода стимулом и дали толчок реформам в политической, экономической областях, а также в вопросах соблюдения прав человека. Но на Украине и в Белоруссии демократии и институту правового государства нанесен такой ущерб, что совершенно бессмысленно даже не то что говорить, но даже думать об их присоединении к ЕС в обозримом будущем.

С Белоруссией всегда были сложности. А сейчас многие страны, в особенности Германия, не желают и слышать о каком-либо положительном решении по вопросу присоединения Украины. Похоже, что Евросоюз предпочитает использовать эту страну не как партнера, а буфера, расположенного между ним и Россией.

Очевидно, что в условиях острого экономического кризиса Европа и США предпочитают сосредоточить свои усилия на динамично развивающихся державах или других странах, рынки которых могли бы прекращению спада производства. Но при этом нельзя попадать в ту же самую ловушку. Если мы не способны отдавать себе отчет в том, что происходит вокруг нас, то арабская весна запросто может привести нас к восточной зиме.

Ричард Янгс - генеральный директор Фонда по международным отношениям и внешнему диалогу (FRIDE).