Российский бизнесмен и политический эмигрант Борис Березовский, наконец, встал на свидетельскую трибуну в лондонском Высоком суде накануне, где отверг обвинения в коррупции и заявил, что настаивает на том, что это именно его собственные «интеллектуальные возможности» по большей части сделали его одним из самых влиятельных людей в России после падения коммунизма.
Г-н Березовский добивается возмещения ущерба в размере 3 миллиардов фунтов стерлингов от владельца футбольного клуба «Челси» Романа Абрамовича, который, как он заявляет, запугивал его, принуждая продать его акции в высокоприбыльной нефтяной компании «Сибнефть» по сниженной цене.
Г-н Березовский поставил под вопрос умственные способности г-на Абрамовича и приписал успех и богатство своего российского приятеля лишь его умению понравиться влиятельным людям и снискать их расположение.
Журналисты со всего мира заполнили набитый людьми зал суда в здании Rolls Building в лондонском Сити в этот четвертый день судебного процесса, который в целом, как ожидается, продлится больше двух месяцев, вынуждая десятки людей слушать показания в переполненных залах. «В стране нет зала суда, достаточно большого, чтобы вместить вас всех», - сказала журналистам госпожа судья Глостер.
Г-н Березовский был приведен к присяге на английском, и отвечал на вопросы на английском, но сидел в отсеке для свидетелей с русским переводчиком.
На стороне г-на Абрамовича выступает, возможно, ведущий адвокат страны, королевский адвокат Джонатан Сампшен (Jonathan Sumption), который предположил, что в посткоммунистической России «такой бизнесмен как г-н Абрамович не имел шансов построить бизнес без политического влияния». Г-н Березовский сказал: «Это зависит от того, насколько он умен и какие рычаги влияния у него есть. Чтобы получить такие рычаги, нужно быть умным – а он не таков».
Г-н Абрамович, сказал Березовский, «хорошо умеет заставить людей полюбить его, понравиться им, и «хорошо разбирается в психологии». «Он хорош в том, когда надо выглядеть смиренным, скромным и покорным, - сказал он, - он с радостью проводит дни в общении с важными или влиятельными людьми, если это ему нужно, чтобы сблизиться с ними».
Окруженный адвокатами, г-н Абрамович слушал в наушниках русский перевод процесса. Он практически не демонстрировал никакой реакции, пока суд слушал, как г-н Березовский был приглашен присоединиться к «президентскому теннисному клубу» тогдашнего президента России Бориса Ельцина и начал оказывать политическое влияние на президента через дочь Ельцина Татьяну Дьяченко и ставшего вскоре ее мужем Валентина Юмашева, главу администрации г-на Ельцина.
Предполагается, что г-н Березовский действовал как «политический крестный отец» для г-на Абрамовича и поддерживал г-на Ельцина во время президентской кампании 1996 года посредством своего телеканала ОРТ. В ответ на эту поддержку, как услышал суд, г-н Березовский убедил г-на Ельцина продать с аукциона две государственные нефтяные компании, при помощи которых г-н Абрамович и создал свое значительное состояние. Именно за счет этого, как заявляет Березовский, Абрамович смог получить 7,4 миллиарда фунтов стерлингов, когда он продал «Сибнефть» в 2005 году. Подчеркивая природу соглашения между г-ном Березовским и президентом Ельциным, г-н Сампшен сказал: «Вы получите поддержку со стороны моего телеканала, а в ответ вы поставите меня в такую позицию, на которой я смогу получить значительные суммы денег от этих двух бизнесов». «Да, это правильно», - ответил г-н Березовский. «Было бы справедливо назвать это бесчестной коррупционной сделкой?», - спросил г-н Сампшен. «Определенно нет», - сказал г-н Березовский.
У г-на Березовского начались определенные трудности, когда его начали спрашивать об обвинении в клевете, которое он выдвинул против журнала Forbes в 2001 году после того, как в этом журнале появилась статья, где Березовского описывали как «коррупмированного и недобросовестного беспринципного бизнесмена, который получил контроль над медиа-компаниями для своих личных целей, как деловых, так и политических».
Г-н Сампшен привел свидетельские показания из того судебного дела, в которых г-н Березовский отрицает, что оказывал значительное влияние на президента Ельцина, а ведь именно на этом он настаивает в нынешнем деле, и именно от этого зависит судьба всего дела. «Почему вы это отрицали, а потом подписали заявление в поддержку вашего отрицания?», - спросил г-н Сампшен. «Это хороший вопрос», - ответил г-н Березовский, вызвав явный смех адвокатов г-на Абрамовича. «Да», - сказала госпожа судья Глостер. «И это вопрос, на который вам нужно будет ответить».
Г-ну Березовскому показали его заявление времен суда с Forbes, в котором он отмечал, что после 1997 года «больше не играл никакой роли в управлении «Сибнефтью» и не имел акций компании». В рамках нынешнего суда г-н Березовский заявляет, что в 2001 году г-н Абрамович вынудил его продать свои акции «Сибнефти» по сниженной цене. Сейчас г-н Березовский заявляет, что его интересы были отражены только в «устном соглашении», и что оно относилось к половине 50-процентной доли, контролируемой г-ном Абрамовичем, и что две позиции не противоречат друг другу.
Г-н Березовский в нескольких случаях извинялся за свой английский, а г-н Сампшен неоднократно обращался к нему, призывая отвечать на тот вопрос, который был задан. Позднее г-н Березовский отказался продолжать до тех пор, пока документ, который он подписал, не появится на языке оригинала, т.е. на русском, и попросил, чтобы все документы были доступны на его родном языке. Г-н Абрамович заявляет, что выплата в размере 1,3 миллиарда фунтов стерлингов, которую он осуществил г-ну Березовскому в 2001 году была признанием его «долга чести» г-ну Березовскому, чье политическое влияние сделало возможным создание «Сибнефти», а отнюдь не принудительной покупкой его доли, и что г-н Березовский не имел акций компании. Г-н Березовский, как ожидается, продолжит отвечать на вопросы до конца следующей недели, а г-н Абрамович начнет давать свои свидетельские показания в ноябре.