Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Должен ли ЕС забыть о НАТО?

© коллаж ИноСМИНАТО ЕС мир
НАТО ЕС мир
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Общеевропейская оборонная политика даст ЕС необходимую свободу действия, расширит его влияние. Это будущее Европы, ведь ей в тот или иной момент придется самостоятельно отставать собственные ценности, а не доверять свою оборону и безопасность другим военным блокам.

По необычному стечению календарных обстоятельств новая стратегическая концепция НАТО, которую приняли в декабре прошлого года 28 членов альянса, была подписана в Лиссабоне, то есть в том же месте и практически в тот же день, что и одобренный за год до этого одноименный европейский договор. Случайность то или нет, но, прописав в своей повестке дня проблемы безопасности и развитие гражданских инструментов разрешения кризисов, НАТО еще сильнее запутало и без того непростые отношения с Европейским Союзом. В подобных спорах разумные суждения нередко уступают путь поспешным выводам. Самый распространенный из них касается критики необходимости существования оборонительной программы Европы, определенная часть членов которой особенно уязвима для обольстительных призывов из НАТО. Тем не менее, всякое сравнение неточно. Сравнение оборонной программы Европы с Североатлантическим альянсом является по многим причинам напрасным занятием. Кроме того, увлекшись спорами, мы почти забываем о главном, решающей роли, которую оборонная политика Европы может однажды сыграть для распространения влияния Старого света.    

Прежде всего, напомним, что оба альянса отличаются друг от друга по своей природе. НАТО - это однонаправленный блок, ориентированный на военную сферу. В течение нескольких лет его географический центр тяжести неуклонно смещается на восток. Претерпели изменения также его цели и задачи. Из ориентированного на защиту границы Европы альянса НАТО превратилось в организацию, которая считает себя ответственной за глобальную и мировую безопасность. Европейский Союз в свою очередь - многоуровневое объединение. Оно касается военной, экономической и финансовой сферы. Антикризисные меры являются частью свойственной ему региональной ориентации и служат инструментом расширения его влияния и внешней политики, которая нацелена на продвижение незыблемых ценностей (мир и процветание) и защиту общеевропейских интересов (контроль над миграционными потоками). Его действия соответствуют логике предотвращения кризисов и восстановления пострадавших государств. Для этих целей у ЕС есть широкий спектр дипломатических и финансовых средств, а также целая армия гражданских и военных экспертов, которые работают для восстановления институтов упомянутых государств.  

Финансовые структуры и инструменты обеих организаций совершенно не похожи друг на друга. У первой есть более 10 000 военных, штабы всех уровней, зона действий стратегических масштабов. У нее есть собственные разведывательные самолеты AWACS. Ее бюджет достигает двух миллиардов евро, почти половину которых дают США. У второй есть всего 250 военных два небольших гражданских и военных штаба, которые способны распланировать лишь операции скромного масштаба. Ее подход касается как военной, так и гражданской сферы. Бюджет Общей европейской политики безопасности и обороны не превышает 200 миллионов евро, что, согласитесь, совсем не много. Кроме того, из общего бюджета финансируются исключительно гражданские миссии Евросоюза, тогда как расходы за военные операции ложатся напрямую на плечи государств.   

Что это, соперничество или взаимодополняемость? Давайте рассмотрим вопрос беспристрастно. Для Франции и ее европейских партнеров Европейский Союз и НАТО полностью дополняют друг друга. 21 государство Европы, в том числе и Франция, являются членами обеих организаций. То есть, ЕС и НАТО связаны между собой. И успех одной организации следует из достижений другой. Ни у кого нет и тени сомнений в важности роли НАТО. Оно служит катализатором умножающей силы трансатлантического пакта. Европа рассматривает Североатлантический альянс (но сколько еще это продлится?) в качестве гаранта ее территориальной целостности, а также средства сохранения военно-политического влияния за пределами ее региона. 

Будьте уверены, для европейцев политическая сторона дела имеет большое значение. Дело в том, что споры вокруг ЕС и НАТО подняли вопрос о единстве Европы как державы. У Общей европейской политики безопасности и обороны есть законное место в нынешней и будущей архитектуре мирового порядка. Она должна стать ответом европейцев на необходимость заявить о себе как об однородном и прочном блоке. Пока это хрупкий инструмент, который все еще находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, он по-своему уникален и может похвастаться невиданным уровнем гражданской, военной, политической и экономической интеграции. Оборонная политика дает Европе необходимую свободу действия, которая отвечает ее непосредственным интересам, в том числе расширению ее влияния и безопасности соседних стран. Потому что она просто не может быть утопией. Она представляет собой будущее Европы, которой в тот или иной момент самостоятельно отставать собственные ценности, а через них и свое самосознание. Этой Европе определенно придется сделать выбор, если она хочет сохранить свою роль в международных отношениях. Ведь возникший на почве нынешних структурных слабостей риск того, что однажды наши европейские государства решат доверить свою оборону и безопасность другим, растет день ото дня.    

Именно поэтому оборонную программу нельзя принести в жертву на алтаре развития НАТО и незаинтересованности европейских народов по одной лишь причине национальных бюджетных проблем, которые обостряет мировой финансовый кризис. В этой связи возвращение Франции в объединенное командование НАТО должно служить для продвижения и признания решающего места и роли оборонной политики в распространении этой новой «идеи Европы».