В декабре этого года Россия должна войти во Всемирную торговую организацию после непростых переговоров с Грузией, в которых Швейцария сыграла роль посредника. Швейцарские дипломаты могут по праву гордиться успехом там, где все указывало на неизбежный провал: они придумали нечто вроде «приватизированной» таможни, которая будет отделена от понятия границы. Эти переговоры входят в число инициатив, которые позволяют Швейцарии играть заметную роль в международных отношениях. Главное здесь - молчание и осторожность. Тем не менее, глава швейцарской дипломатии Мишлен Кальми-Рей (Micheline Calmy-Rey) все же согласилась рассказать о некоторых моментах этих непрозрачных переговоров.
О чем вообще идет речь? У Грузии и России появятся таможни, но не на их границе. Начнем сначала. С августа оба государства ведут споры вокруг статуса двух республик: Абхазия и Южная Осетия заявляют о своей независимости, и этот суверенитет признается Москвой, тогда как международное сообщество продолжает считать их частью Грузии. Дипломатические отношения между Москвой и Тбилиси разорваны, и, чтобы выйти на связь друг с другом, оба государства обратились за посредничеством к Швейцарии. Сегодня Берн представляет российские интересы в Тбилиси и грузинские интересы в Москве.
Еще по теме: любовь России к свободной торговле
Последствия этого конфликта ощущаются и за пределами Кавказа. Россия стремится в ВТО, но для принятия в состав организации ей необходимо согласие каждого из ее членов. Чтобы перекрыть ей дорогу, достаточно всего одного голоса, которым и стала Грузия. В правилах ВТО прописано, что у обеих стран должна быть возможность вести друг с другом торговлю. Но где будет расположена таможня, если не на границе? Этот вопрос и является камнем преткновения, так как обе стороны не могут договориться, по какую сторону Абхазии и Южной Осетии она пройдет.
Как объясняет Мишлен Кальми-Рей, задачи были предельно ясны: «Нам нужно было гарантировать соблюдение норм ВТО по грузопотоку между Россией и Грузией без отношения к статусу Южной Осетии и Абхазии». Чтобы прийти к решению, швейцарцам потребовалось все их воображение: «У одного из моих вернувшихся из Грузии дипломатов возникла блестящая мысль о создании таможенных коридоров вместо четкой таможни. Эта новаторская идея позволила нам вывести процесс из казалось бы безвыходного положения». Так, речь идет о трех находящихся под цифровым наблюдением коридоров, по которым могут перемещаться товары и люди.
Такой подход представляется тем более новаторским, что руководство делами таможни будет доверено частной компании. Как считает профессор международного права из Женевы Марсело Коэн (Marcelo Kohen), «найденное решение является уникальным в своем роде и позволяет отделить территориальный вопрос от таможенного, что очень профессионально, и дает всем возможность сохранить лицо». С этой целью будет начат специальный тендер, в котором может принять участие компания SGS. В случае возникновения спорных вопросов Швейцария может вновь предложить свое посредничество по просьбе двух государств-участниц соглашения.
Еще по теме: изменит ли ВТО Россию?
Когда глава швейцарского МИДа согласилась выступить в роли посредника, она прекрасно понимала заинтересованность международного сообщества в скорейшем разрешении спора: «Цель была ясна: нужно было позволить России вступить в ВТО в декабре 2011 года». В таких условиях крайним сроком для достижения соглашения стало 10 ноября.
У европейцев и американцев есть инструменты давления на Грузию, так как они оказывают ей финансовую помощь. Но этого недостаточно, чтобы добиться подписания соглашения. Глава швейцарской дипломатии в полной мере осознавала сложность стоящей перед ней задачи: «Я сформировала команду, в которую вошли представляющие Швейцарию в ВТО дипломаты, а также эксперты, работники швейцарской таможни и сотрудники специализирующейся в данной сфере частной компании». По нашей информации, этим предприятием является SGS.
Из опыта предыдущей работы в роли посредников швейцарские дипломаты составили следующий рецепт успеха: «Чтобы добиться результата, мы попытались привести стороны к рациональным суждениям. Мы попытались уменьшить сложность вопроса, разбив проблемы на части и действуя как можно более методично. Другими словами, речь идет о тактике салями, или даже половины или четверти батона салями», - продолжает Мишлен Кальми-Рей.
Однако переговоры завязли: «В такого рода переговорах всегда есть взлеты и падения, поэтому нужно быть предельно терпеливым. Иногда неделями приходится спорить вокруг одного слова, одной запятой». Чтобы обеспечить успех предприятия, Мишлен Кальми-Рей лично приняла в нем участие: «В таких переговорах случаются и очень трогательные моменты. Атмосфера напряженная. Люди из кожи вон лезут, чтобы найти решение. Это устанавливает связи, создает близость».
«Во время нашей последней поездки в Россию и Грузию 31 октября мы должны были встретиться с обоими президентами. Мы очень волновались, потому что по некоторым пунктам найти решение еще не удалось. В самолете мы проверили наши гороскопы. Мой оказался очень хорошим. В нем говорилось: «Хороший день для разговоров, которые могут привести к прояснению или разрешению трудных ситуаций».
Найденное решение было выгодно в первую очередь для России, которая сможет вступить в ВТО. И для международного сообщества, которому станет легче вести торговлю с российским партнером. Грузия в свою очередь может рассчитывать на поставки вина и минеральной воды в Россию, которая была ее главным рынком сбыта, пока Москва не решила закрыть границу под санитарным предлогом.
Еще по теме: ухабистая дорога в ВТО
Кроме того, усилия швейцарских дипломатов принесут плоды и для самого Берна. Как считает Мишлен Кальми-Рей, «у Швейцарии есть свой интерес в этом деле. Во-первых, потому что мы многое экспортируем в Россию. Во-вторых, потому что тесные и частые контакты с россиянами позволили решить двухсторонние вопросы в нашу пользу: мы пришли к соглашению по драгоценным металлам для производителей часов. В ближайшие недели в нашу пользу скорее всего будет также решен вопрос пролета швейцарских самолетов над территорией России». Идет ли российская сторона на ответные услуги? 4 ноября, то есть через несколько дней после подписания соглашения большая двадцатка избрала швейцарца Филиппа Хильдербранда (Philipp Hildebrand) вице-председателем Совета финансовой стабильности, что было бы невозможно без голоса России.