Тбилиси – Если и существует бывшая республика Советского Союза, которую действительно потрясла смерть чешского президента Вацлава Гавела, так это Грузия.
В пятницу на государственные похороны приедет президент Грузии Михаил Саакашвили. Соболезнования через Aktuálně.cz выразил и бывший президент Грузии хорошо известный в Чехии Эдуард Шеварднадзе.
Экс-президент Чехии малую кавказскую республику всегда поддерживал. И когда речь шла о присоединении сепаратистских республик Южная Осетия и Абхазия, и когда шли споры с сильным российским соседом.
Читайте еще: Со смертью Гавела над его наследием нависли новые угрозы
«Когда медведь нападет на карлика, надо чтобы, по крайней мере, об этом знали и говорили. То, что карлик сделал ошибочные шаги, может быть правдой, но необходимо сказать, кто является главным агрессором»,- заявил Вацлав Гавел в 2008 году после августовского вооруженного конфликта между Россией и Грузией.
Эдуард Шеварднадзе поэтому очень уважал Вацлава Гавела. Об этом советский министр иностранных дел рассказал в эксклюзивном интервью для Aktuálně.cz.
По его словам, Грузия всегда уважала Гавела, в основном, за его духовные и демократические взгляды. И поэтому в октябре этого года президент Саакашвили вручил ему высшую государственную награду Грузии – орден Святого Георгия.
Шеварднадзе Гавел импонировал как «философски думающий государственный деятель». Шеварднадзе же восточных европейцев (включая чехословаков) завоевал главным образом тем, что в конце холодной войны он решительно отказался от требования лидеров восточноевропейских коммунистических партий о советской интервенции.
«Пришло время понять, что ни социализм, ни дружба, ни хорошие соседские отношения, ни уважение не могут быть созданы с помощью штыков, танков и крови», - объяснил он в конце 1980-х годов.
«Гавел был известным мировым политиком», - прокомментировал Шеварднадзе смерть Вацлава Гавела.
Aktuálně.cz: А о чем Вы подумали, узнав, что умер чехословацкий экс-президент Вацлав Гавел?
Читайте еще: Тбилиси и его единственный враг
Эдуард Шеварднадзе: Прежде всего, позвольте мне поблагодарить ваше издание, что оно предоставило мне возможность выразить соболезнования в связи со смертью первого чешского президента и известного политика мирового уровня Вацлава Гавела.
Известие о смерти Вацлава Гавела меня глубоко потрясло. Потому что это большая потеря не только для чешского народа, но и для всего демократического мира.
- Как бы Вы его охарактеризовали, каким он останется в Вашей памяти?
- Вацлав Гавел бы единственным диссидентом, который, став президентом, оправдал ожидания мировой общественности и, в первую очередь, самого чешского народа.
- Вы встречались с ним лично? Какое он произвел на Вас впечатление?
- С Вацлавом Гавелом я не раз встречался во время международных саммитов.
Но в моей памяти, прежде всего, осталась встреча в марте 1994 года, когда в должности президента Грузии я отправлялся с официальным визитом в Соединенные Штаты. Тогда на несколько часов мы остановились в Праге.
Мы разговаривали с ним с глазу на глаз. Он произвел на меня впечатление философски думающего государственного деятеля.
- А Грузия? Каково отношение вашей страны и ее граждан к Вацлаву Гавелу?
- Для грузинского народа всегда были важны духовные и демократические ценности. Поэтому уважение, которое к Вацлаву Гавелу испытывали и в Грузии, и во всей Европе, было вполне естественным.