«Сейчас люди больше не думают: они чувствуют! «Как ваше самочувствие?» «Я плохо себя чувствую...» Знаете, в чем одна из главных проблем нашего времени? В том, что нами руководят люди, которых больше волнуют чувства, чем мысли и идеи. А меня интересуют только они. Спрашивайте меня, что я думаю, а не как я себя чувствую!» Так говорит с врачом Мэрил Стрип/Маргарет Тэтчер в фильме «Железная леди» Филлиды Ллойд (Phyllida Lloyd). Эта исполненная иронии тирада звучит в фильме, который использует местами глупую сентиментальность и эмоциональные рычаги, чтобы добиться главного - нарисовать аполитичную, исключающую любые правительственные мысли и идеи картину о жизни Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании с 1979 по 1990 год и автора (вместе с президентом Рональдом Рейганом в США) изменившей облик мира консервативной революцией. Мимолетные кадры вальса нашей героини и президента, эдакой влюбленной парочки, уже сами по себе многое говорят о глубине и критической ясности фильма.
Тот факт, что одна из главных голливудских звезд Мэрил Стрип исполнила роль первой западной женщины, которой удалось утвердиться на посту главы правительства, отражает некую художественную, идеологическую и коммерческую неизбежность, как это было с Морганом Фрименом в образе Нельсона Манделы. Падкая до подобных выигрышных сочетаний знаменитостей киноиндустрия просто не могла упустить такую встречу на высшем уровне. Присуждение актрисе «Оскара» 26 февраля в Лос-Анжелесе также было практически предопределено: «сыграть известного человека» - такова одна из лучших возможностей для получения «Оскара», которые сформулировал Джейкоб Бернштейн (Jacob Bernstein) на сайте The Daily Beast. Разумеется, актриса великолепно представляет на экране исторический образ, от манеры речи до ношения сумочки, однако если бы одного ее имени было достаточно для успеха фильма, так было бы и в нашем случае.
Хотя на первом плане в «Железной леди» стоит лидер, которая провозгласила, что служит «обществу», и оказала огромное влияние на жизнь своих соотечественников, картина не стремится сделать упор на последствиях политики Тэтчер. Фильм намеренно сужает поле зрения, отдает предпочтение маленькой истории вместо большой и пытается заострить внимание на биографических деталях в рамках донельзя избитого повествования. Чтобы избежать возможного предубеждения по отношению к своей героине, картина делает ставку на восприятие зрителя, используя этот метод от самого первого до последнего кадра.
Нам предлагают окунуться в повседневную жизнь немолодой, хрупкой, трогательной и слегка эксцентричной женщины (тонкий намек на развившуюся впоследствии у бывшего премьер-министра болезнь Альцгеймера), которую, несмотря ни на что, переполняет бодрость и решительность. Оставив позади премьерское кресло, Тэтчер наслаждается оперой, жалуется на то, что сын навещает ее недостаточно часто, и разговаривает с призраком покойного мужа (он был ее верным другом и соратником всю жизнь), со смертью которого так и не может смириться. Так картина вызывает симпатии меломанов, всех детей, которым приходится заботиться о престарелых родителях, всех родителей неблагодарных детей и всех тех, кому довелось пережить траур. Равнодушным не может остаться никто.
Дочь бакалейщика
О молодости, возвышении и годах у власти Маргарет Тэтчер рассказывается через серию воспоминаний, что лишь подчеркивает простоту и скорость повествования. Жизненный путь Тэтчер, дочери бакалейщика из Грэнтэма и единственной женщины в неизменно мужском мире политики (ах, как великолепно выделяется ее бледно-голубой костюм на фоне темных одежд окружающих ее политиков), как нельзя лучше подходит под схему «историй успеха», которые так обожает киноиндустрия и бесконечным потоком выпускает на большие экраны. Окружающие героиню доброжелательные и верящие в нее персонажи (отец, муж, наставники из Консервативной партии), как и положено, заклинают ее «всегда оставаться верной себе» и повторяют другие пустые максимы, которые словно сошли со страниц учебника по личностному развитию. В сцене, когда только избранная депутатом Тэтчер спешит в Парламент, мы видим, как тень знаменитого здания накрывает ее маленькую машину, в которой вперемешку болтаются губная помада и детские игрушки. Таким образом фильм пытается воззвать к
женской аудитории: она тоже мать, которой нужно работать. Так, как можно не желать победы этой выдающейся женщине, на которую все смотрят свысока из-за ее пола и непрестижного происхождения? Как не дрожать от волнения вместе с ней, когда после победы на выборах дочь бакалейщика впервые открывает дверь дома №10 по Даунинг-стрит?
Делая первые шаги на местном собрании Консервативной партии, женщина, которую тогда еще звали Маргарет Робертс, говорит о своей великолепной готовности к политическим обязанностям благодаря скромному детству: «Как обычные мужчины и женщины с улиц, я знаю, что если слишком много потратила этой неделе, то должна экономить на следующей». Здесь мы видим извечное и обманчивое сравнение государственных финансов с семейным бюджетом.
Достоинства этого самого «здравого смысла» вплотную подступают к границе гротеска в следующей сцене, в которой уже пришедшая к власти Тэтчер ставит на место растерянных коллег из правительства. В стране смятение, демонстрации идут одна за другой, безработица растет, в промышленности застой, «честные труженики теряют дома», а бюджетные сокращения могут только обострить кризис (все это ничего вам не напоминает?). Охваченные страхом лишиться своих мест после будущих выборов, эти трусы обвиняют ее в том, что «она потеряла связь со страной». Однако Тэтчер затыкает им рот, называя точную цену фунта масла или маргарина: это доказывает ее близость к народу, которая бы, без сомнения, произвела впечатление на лишившихся работы шахтеров и докеров, если бы тем довелось увидеть подобную сцену. «Да, микстура горькая, но она нужна больному, чтобы выжить!» - добавляет она.
Тяжелые последствия ее политических решений систематически отодвигаются в тень, а сама она предстает жертвой, одинокой и отважной женщиной, которая борется против непонимания и незаслуженной ненависти. Сцены протестных демонстраций показывают нам грубую и устрашающую толпу (она, кстати говоря, состоит исключительно из мужчин, как и в Палате общин), которая беснуется вокруг правительственной машины, где сидит бесстрастная и преисполненная достоинства Тэтчер. Продемонстрированное крупным планом меланхоличное лицо этой пожилой женщины, когда она лежит в своей постели, вспоминая, как все были злы по отношению к ней, также не допускает хоть сколько-нибудь серьезной критики ее поступков.
Помимо экономических и социальных проблем в фильме упоминается и конфликт в Северной Ирландии, однако этот вопрос всплывает лишь в связи с терактами Ирландской республиканской армии: вместе с Тэтчер мы узнаем о взрыве автомобиля ее друга депутата Эйри Нива (Airy Neave) в 1979 году и устроенном для покушения на нее теракте в Бирмингеме в 1984 году, в результате которого погибли пять человек. В то же время мы не слышим ни слова о гибели объявивших голодовку Бобби Сэндса (Bobby Sands) и еще девятерых активистов в 1981 году: этот эпизод мог бы показать леденящий аспект той самой решимости «Железной леди», которая на протяжении всей картины представляется как бренд морального превосходства. Ничего не говорится и о ее дружбе с генералом Пиночетом и их знаменитом чаепитии в 1999 году, когда бывшего чилийского диктатора поместили под домашний арест в Великобритании по международному ордеру на арест, который выдал испанский судья Бальтасар Гарсон (Baltasar Garzón). Тем не менее, даже в таком «обезжиренном» продукте было не избежать нескольких заявлений, которые способны заставить вздрогнуть даже самого дремотного зрителя. Например: «Запад должен искоренить зло!»
Другими словами, трудно найти что-то действительно интересное в этой картине, которая не только использует маленькую историю, чтобы переписать большую, но и делает это без малейшего намека на оригинальность и талант. Лучше уж еще раз посмотреть великолепные британские работы, которые были посвящены годам правления Тэтчер. Например, романтическую комедию 1996 года «Дело - труба» (Brassed Off) Марка Хермана (Mark Herman), которая повествует о закрытии шахты в Йоркшире, документальный фильм 1997 года «Всполохи пламени» (The Flickering Flame) Кена Лоуча (Ken Loach) или еще одну его картину «Навигаторы» (The Navigators) о приватизации британских железных дорог. Что касается конфликта в Северной Ирландии, лучше обратиться к фильму «Во имя отца» (In the Name of the Father) Джима Шеридана (Jim Sheridan), хотя процесс «гилдфордской четверки» и состоялся до прихода к власти «железной леди». Эта история дает кровь и плоть всем тем, кого эта жалкая картина сводит к серой массе кричащих силуэтов или невидимым врагам, которыми движет беспричинная жестокость.