Это неслучайно, что чешского президента Вацлава Клауса (Václav Klaus) в происходящем скандале волнует факт обнародования записей подслушанных разговоров, а не то, что мэрия Праги стала главным символом коррупции.
Наоборот, типично, что именно Клаус тем, что разрушает демократию, назвал не приватизацию политической власти лоббистами и мафией, а то, что общественность об этих методах через прослушивание и СМИ узнала что-то более конкретное, чем она знала уже долгие годы.
Никто другой не имеет в коррупции и кумовстве в чешской политике такого огромного личного участия, как нынешний президент. Все началось с того, что он стал отказываться от ясных законодательных правил приватизации и управления государственными средствами.
Именно Клаус стоял за оппозиционным договором, благодаря которому две крупнейшие партии на четыре года разделили всю страну. Это он сегодня больше всего поддерживает фирму «Дела общественные» (Věci veřejné), которая возникла под маской политической партии, чтобы завладеть общественными финансами. Он годами прикрывал спину пражского мэра Бэма (Bém) и свою бывшую Гражданско-демократическую партию (ODS), где у него и сейчас огромное влияние, он всегда поддерживал крыло «крестных отцов», препятствующих эффективной борьбе с экономической преступностью.
И это Клаус, кто в своем бесконечном самолюбии никогда не мог признать свою ошибку (его сторонники путают это с принципиальностью). И хотя на последних выборах это лишило партию ODS победы в ее традиционном бастионе – Праге.
Клаус уже долго представляет собой ту пресловутую лягушку, которая сидит на источнике, очищающем чешскую политику.
Пока Клауса будет иметь влияние в политике, он всегда будет яростно сопротивляться тому, чтобы власть политиков была под большим контролем со стороны общественности и правосудия.
Если чешские правые хотят выжить, недостаточно избавиться от Бэма, надо, в конце концов, избавиться от Клауса.
Опубликовано в словацкой газете SME.