В понедельник утром в Осло открылся процесс по делу о самом крупном массовом убийстве в истории Норвегии. В течение десяти недель пяти судьям предстоит решить вопрос об ответственности Андерса Беринга Брейвика за подрыв взрывного устройства в Осло и стрельбу на острове Утёйа, в результате которых летом прошлого года погибли 77 человек. 33-летнему обвиняемому грозит максимальный срок в 21 год тюремного заключения с возможностью продления каждые пять лет, если он будет по-прежнему считаться угрозой для общества.
На заседании Андерс Брейвик устроил очередную провокацию: он ударил себя в грудь и вскинул вперед руку со сжатым кулаком, обратившись, таким образом, с принятым среди правых радикалов приветствием к аудитории из 200 человек, половина из которых приходилась на семьи жертв и выживших во время теракта. Брейвик, который явился в суд в черном костюме, белой рубашке и охряном галстуке, назвал себя «писателем» и высказал сомнения насчет права норвежского суда решать его судьбу.
Читайте также: Брейвик устраивает спектакль в суде
«Законная самооборона»
Брейвик не стал отрицать, что 22 июля 2011 года заложил взрывное устройство у здания правительства в Осло, что привело к гибели восьми человек. А также признал и то, что затем, переодевшись в полицейского, в течение часа расстрелял 69 членов молодежной организации социал-демократической партии, которые приехали в летний лагерь на острове Утёйя. Тем не менее, Брейвик не согласен с тем, что его действия рассматриваются как преступление, и говорит о своей невиновности. Он утверждает, что действовал в рамках «законной самообороны» против «предателей родины», которые отдают норвежское общество на откуп исламу и мультикультурализму. По его словам, это массовое убийство было «чудовищным, но необходимым» поступком.
В ходе процесса адвокаты Брейвика попытаются любой ценой избежать того, чтобы идеология их клиента была перечеркнута психиатрическим диагнозом. Таким образом, они стремятся доказать, что он не единственный, кто придерживается подобного мировоззрения, которое основано на войне Запада и ислама. В списке названных защитой свидетелей значатся мулла-фундаменталист, блогер-экстремист, несколько бывших депутатов, которых исключили из рядов популистской партии, глава организации «Остановите исламизацию Норвегии» и лидер Лиги норвежской обороны.
Если суд признает Брейвика невменяемым, тюремное заключение будет заменено на принудительное лечение в психиатрической больнице. Из результатов проведенной на прошлой неделе повторной экспертизы следует, что молодой человек может нести уголовную ответственность за свои действия. Тем не менее, на первом освидетельствовании врачи пришли к заключению, что он страдает от паранойи и шизофрении и, следовательно, возможно во время и после терактов он действовал в состоянии помутнения рассудка.
Также по теме: Ультраправые организации Европы приветствуют идеалы Брейвика
Видеотрансляция
Во время первого слушания в понедельник утром Андрес Беринг Брейвик не смог сдержать слез, когда в суде продемонстрировали 12-минутный пропагандистский фильм, который он выложил в сеть в день терактов. Затем прокурор Свен Холден (Svein Holden) показал неизвестные ранее кадры с камеры видеонаблюдения, на которых видно, как люди направляются к заминированному автомобилю в момент взрыва перед зданием правительства в Осло.
Передача этого окруженного повышенным вниманием СМИ процесса ведется в зданиях десяти судов по всей Норвегии. В то же время, правоохранительные органы запретили прямую телетрансляцию заседаний, посчитав, что защита Брейвика может «сместить внимание с преступлений, в которых он обвиняется, на идеологию» и «вызвать ненужные страдания семей жертв и выживших».
Так, сам обвиняемый полагает, что слушания могут стать «прекрасной возможностью», чтобы высказать свои идеи. «Задача бойца европейского сопротивления не в том, чтобы выиграть процесс, а в том, чтобы представить свое дело в самом выгодном свете и привлечь внимание максимального числа сочувствующих и сторонников», - писал он в своем тысячестраничном манифесте, который был выложен в интернет незадолго до убийств.