Алексей Максимов по заказу музеев Московского Кремля в марте 1992 года также написал портреты королевы Елизаветы II и принцессы Анны.
Считается, что он был первым российским художником, которому позировала правящая британская монархиня. Сессия проходила в желтой гостиной Букингемского дворца.
В результате появились карандашные наброски и фотографии, которые впервые будут представлены британской публике на выставке королевских портретов Максимова, которая пройдет в Лондоне в отеле "Риц".
В честь бриллиантового юбилея королева получила в подарок от Максимова одну из своих рисунков. Остальные экземпляры из собрания королевских портретов будут выставлены на продажу, причем предлагать их будут примерно за 10 миллионов фунтов стерлингов.
60-летний художник из Санкт-Петербурга Максимов рассказал, что для него была огромная честь писать портрет королевы-матери, заявив, что такой сеанс позирования был огромной редкостью.
Он заявил: "Когда я был школьником и учил английский язык, я узнал, что в Англии живет матриарх современной европейской монархии - королева-мать Елизавета. Сессия позирования проходила у нее в гостиной в Кларенс-хаус, и секретарь королевы сказал, что такого прежде никогда не было. Из всех своих портретов я выше всего ценю портрет королевы-матери".
Он настаивал на соответствующем наряде, хотя это было неудобно и напоминало копание в коллекции антикварных диковин.
"Обычно я работал в свитере и кожаных джинсах. Для этого случая такая одежда не подходила. У меня были старинные серебряные часы и вечерний костюм, сшитый в Париже в 1890 году. Он был в хорошем состоянии и сидел на мне идеально".
Покойной королеве-матери на момент позирования было 92 года, однако Максимов заявил: "Она выглядела великолепно для любого возраста. Элегантная и очень женственная, с ярким блеском в глазах. Она вела себя очень открыто".
По словам Максимова, после завершения сессии в Кларенс-хаус он показал ей рисунок. "Она не просто подписала его. Она кропотливо вывела на нем надпись " Кларенс-хаус, 31 марта 1992 года"".
А затем, когда была всего половина первого пополудни, королева-мать решила отпраздновать это событие.
"Она повернулась к секретарю и сказала: "Я предлагаю выпить немного водки с этими русскими художниками". Портрет ей очень понравился. Предложить водки русскому художнику - это был провокационный жест и хороший способ начать прием".
К часу дня королева-мать переоделась в новое платье, и водка была подана.
Однако Максимова встревожило то, что официант королевы-матери подал ему очень щедрую меру водки. Художник испугался последствий, когда в соответствии с ожиданиями он по-русски выпьет водку залпом.
"Легко сказать "выпьем немного водки", но у королевы-матери была маленькая рюмка, а у каждого из нас большой стакан. Я не мог выпить стакан водки, но как я мог отказаться?"
"Я понадеялся, что никто меня не казнит, и прикончил свой стакан только после приема".
Проект королевских портретов родился в конце 1991 года во время беседы Максимова с его собратом по кисти художником Леонидом Эфросом.
Рассказывает Максимов: "Моя идея заключалась в том, чтобы написать монархов "Старого света" в технике эмалевой миниатюры, используя приемы, известные с 17-го века, и придать этим портретам поражающее воображение историческое измерение".
Вначале им сказали, что ждать придется пять лет, и российские художники были изумлены, когда им разрешили присоединиться к испанскому мастеру Теодору Рамосу (Theodore Ramos) на согласованном им заранее сеансе позирования.
Говорит Максимов: "Впервые в истории правящий британский монарх дал согласие позировать русским художникам".
Затем, во время сеанса, королева предложила организовать встречу со своей матерью.
Говорит Максимов: "Я не все слышал и не все понимал из беседы. Я был поглощен своей работой. И лишь когда мы возвращались обратно в гостиницу, мне сказали о предложении королевы, которая заявила: "Было бы очень мило сделать портреты королевы-матери и принцессы Анны. Я поговорю с ними"".
Вернувшись в Россию, Максимов начал выполнять заказ кремлевского музея. Работая по сделанным в Лондоне рисункам, он создал миниатюрные портреты в эмали королевы, королевы-матери и принцессы Анны размером 9 на 6 сантиметров.
Эти миниатюры находятся в Москве, однако для своей лондонской выставки Максимов специально создал три новых портрета. На каждый из них ушло от трех до десяти месяцев. Они имеют серебряные рамки с украшениями из алмазов и сапфиров.
На выставке также будут представлены 50 с лишним фотографий, эмалевые портретные миниатюры принца Кентского Майкла, короля Норвегии Гаральда V и королевы Нидерландов Беатрикс, плюс мемуары художника о его работе.
Алексей Максимов сказал: "Меня восхищает идея монархии. Моя мечта состоит в том, чтобы продолжать писать портреты членов королевской семьи, в том числе, новых, таких как Кейт Миддлтон".