Тщательно уложенные волосы, большие модные очки, дополняющие ее образ – при виде этой обедающей пожилой женщины даже не возникает сомнения, что перед вами дама.
Возможно, когда-то она договаривалась о встречах с приятельницами в каком-нибудь милом ресторанчике в центре Афин – рядом с посольствами. Сегодня же у нее встреча с благотворительностью – но приняла она свою пластиковую тарелку с благотворительным фасолевым супом с такой грацией и изяществом, на которые только способна.
И лишь когда она поняла, что окружение в моем лице и в лице фотографа стало свидетелем ее «позора» - лишь тогда она смутилась и замялась.
«У нее ничего не осталось, кроме чувства собственного достоинства, - говорит рабочий, который обратился к ней от нашего имени. – Она начала приходить сюда пару недель назад, и ей все еще очень трудно смириться с этим. И теперь это будет ее основной трапезой».
«Таких, как она, приходит все больше и больше. Сначала это были иммигранты и нелегалы, бездомные. А теперь к ним присоединились молодые, профессиональные работники, средний класс. С каждым днем их все больше». Они повергнуты на колени, но не желают, чтобы МВФ и Еврозона оказывали на них давление своими условиями и требованиями – греки цепляются за чувство собственного достоинства.
Им больно сознавать, что их показали всему миру как нацию лентяев, которые уклоняются от уплаты налогов, культурно деградировали, сами себя обрекли на разорение и погибель, а теперь не хотят за это платить.
Но они уже за это заплатили. За три года четверть греческих фирм обанкротились, уровень безработицы достиг 22% и продолжает расти, новые налоги на имущество ударили по всему населению, как, впрочем, и сокращение солидных зарплат, пенсий и социальных пособий.
Ну да, на поверхности – когда идешь по суматошным улицам Афин – все выглядит на удивление благополучно. Продолжают работать магазины, и вокруг снуют многочисленные желтые такси с пассажирами.
Ксантия (Xanthia), 28-летняя журналистка местной газеты, которой уже 2 месяца задерживают зарплату, говорит: «Мы народ гордый. Я все еще прикидываюсь, держу марку – сижу в кафе, вся разодетая, мы все так делаем – и все выглядит как надо. Но если вы задержитесь тут подольше и присмотритесь, то заметите, что мы одну рюмку растягиваем на весь вечер».
Каждый день в атмосфере спокойствия не менее 4 тысяч человек – и их количество растет – получают благотворительную еду от муниципалитета, церкви и отдельных общин. Некоторые говорят, что эти цифры ужасно занижены. Школам подвозят дополнительные продукты, чтобы накормить детей, падающих в голодный обморок.
Для Фотиса Проватаса (Fotis Provatas), вице-мэра Афин, вопрос оказания помощи – дело решенное. «Есть старая греческая пословица, которой я горжусь», - говорит он. - «Город – мать для бедных. Это наша обязанность, наш долг».
А там, в бесплатной столовой добровольцы вроде Димитрии Коллии (Dimitria Kollia) раздают тарелки с благотворительной едой.
«Мы видим, как приходят люди все моложе и моложе, - говорит она. – А еще люди с образованием, семейные пары, которые потеряли работу. За три месяца состав очереди изменился – и очень страшно, что будет дальше».