Писатели, приглашенные на международную конференцию романистов, не скрывают своего удивления: в большинстве случаев залы заполнены до отказа, и в них - гораздо больше молодежи, чем обычно можно увидеть на литературных мероприятиях. В этом году на шестой встрече литераторов в Лионе, которую проводят Le Monde и La Villa Gillet, молодых было особенно много. И все они внимательно и сосредоточенно следили за ходом дискуссий, проходивших с 28 мая по 3 июня. Благодаря активной работе в школах и университетах, литература сегодня привлекает сотни старшеклассников и студентов.
Вопросы, обсуждавшиеся на встречах, отражают разнообразие литературных проблем, стилей и даже дисциплин. Конференция и была задумана для того, чтобы дать литературе возможность проникнуть в иные дисциплины. Так, мы могли наблюдать за тем, как писательницы Мари Депюссе (Marie Depussé) и Хелен Ойейеми (Helen Oyeyemi) обсуждали с архитектором Полем Андре жилищные вопросы; как Жан Атцфельд (Jean Hatzfeld) и чилиец Луис Сепульведа (Luis Sepulveda) беседовали с американским режиссером Фредериком Уайзманом (Frederick Wiseman) о том, как «Предоставить слово другим»; экономист Тьерри Пеш (Thierry Pech) сравнил свои взгляды на богатство и привилегии с мнением романистов Эрика Райнхардта (Eric Reinhardt) и Джонатана Ди (Jonathan Dee); а эссеистка Лора Адлер (Laure Adler) говорила о месте женщин в литературе с мавританкой Анандой Деви и иранкой Зоей Пирзад.
Взгляды писателей и интеллектуалов, как водится, представляют действительность в неожиданном и интересном свете. Литература - это не анаэробный организм, который может развиваться независимо, без кислорода. Это - растение, которое дает побеги на открытом воздухе, рядом с нами. Это - призма, которая бесконечно преломляет отраженный от мира свет.
Некоторые из писателей пережили в прошлом тяжелые моменты, о которых они говорят в своих книгах. К их числу относятся вступивший добровольцем в российскую армию во времена Чеченской кампании Захар Прилепин, суданец Мансур эль-Сувайм, который никогда не пересекал границ своей опустошенной насилием страны, американец Уильям Воллманн (William Vollmann), который побывал в самых опасных регионах мира, чтобы с риском для жизни рассказать об увиденном, и французский военный корреспондент Жан-Поль Мари (Jean-Paul Mari). Кроме того, они могут говорить об истории в своих письмах и размышлениях, как, например испанец Хавьер Серкас (Javier Cercas) и лауреат Гонкуровской премии 2011 года француз Алексис Женни (Alexis Jenni). Наконец, они могут рассуждать о тайнах интимной жизни, как американец Николсон Бейкер (Nicholson Baker), шведка Сара Стридсберг (Sara Stridsberg) и француженка Селин Минар (Céline Minard), или памяти, как швейцарец Бернар Комман (Bernard Comment), американец Франциско Голдман (Francisco Goldman), поляк
Хуберт Климко (Hubert Klimko) и психоаналитик Каролин Эльячефф (Caroline Eliacheff).
Все они хотят отразить в своих книгах окружающий мир. Единственная их обязанность, как отметил лингвист и философ Жан-Клод Мильне (Jean-Claude Milner), заключается в том, чтобы не «оставить язык в том состоянии, в котором они его нашли». Какими бы особенностями ни отличался стиль каждого, они все равно принадлежат к великому ряду писателей, которые взвалили на себя эту работу задолго до них. Об этом нам напоминают великолепные чтения Мопассана Жаком Боннаффе (Jacques Bonnaffé) и Джеймса Барри (автор «Питера Пэна») Ипполитом Жирардо (Hippolyte Girardot).