«Выборы во Франции проходят открыто, и возможность нарушений минимальна». Этот комментарий прозвучал от юриста российской Центральной избирательной комиссии, которая побывала в Париже по приглашению Министерства внутренних дел для наблюдения за ходом первого тура парламентских выборов.
Елена Дубровина находилась в нашей стране с 7 по 11 июня, наблюдая за работой избирательных участков в Рони-Су-Буа и Версале. Юрист возглавляла делегацию, репутация которой предшествовала самому визиту: российский ЦИК обвиняют в сокрытии или даже организации многочисленных нарушений во время последних парламентских и президентских выборов, которые привели к невиданным по масштабам и длительности акциям протеста.
Делегации из Туркменистана и Гаити
Кроме того, оказались во Франции наблюдатели из Туркменистана (среднеазиатская диктатура, которая по прозрачности недалеко ушла от Северной Кореи) и Гаити (президентские выборы декабря 2010 года также вызвали целый ряд подозрений).
Читайте также: Российский опыт предвыборных кампаний в предверии белорусских парламентских выборов
По словам Елены Дубровиной, российская делегация оценила возможность голосования по интернету (несмотря на определенные неудачи), ритуальную фразу «проголосовал», которую произносят после попаданию бюллетеня в урну, а также равный доступ к СМИ для всех кандидатов. На ее родине Владимир Путин и его партия «Единая Россия» монополизирует все экраны.
Кроме того, она отметила тот факт, что каждый кандидат получает доступ к списку проголосовавших и непроголосовавших избирателей, что позволяет ему определить стратегию на второй тур. В России же эти сведения не разглашаются. Наконец, представители Москвы приветствовали предусмотренное по закону наказание за повторное голосование, которое может достигать двух лет тюрьмы.
Непонятная логика
В то же время представительница российской комиссии раскритиковала голосование по доверенности, которое, по ее словам, создает возможности для нарушений. Кроме того, она считает несправедливым обязательство для избирателей регистрироваться за шесть месяцев до выборов. Это слишком длительный срок, считает Елена Дубровина, которая, тем менее, признает преимущества подобной системы.
Также по теме: Над выборами в Сербии нависают тени России и ЕС
По возвращении в Москву она намеревается предложить своим коллегам также организовать голосование по интернету (оно представляется менее затратным для соотечественников за границей и в удаленных регионах страны) и предоставить кандидатам свободный доступ к спискам проголосовавших по окончанию выборов.
«Нужно, чтобы европейские страны, у которых есть большой опыт организации выборов, поддержали принцип приглашения иностранных наблюдателей, что позволило бы нам воспользоваться их опытом, - уверена Елена Дубровина. - Во Франции нам сказали, что пока все прозрачно, иностранные наблюдатели им не нужны. Такая логика мне непонятна».
В России присутствие наблюдателей ОБСЕ, которые неизменно критиковали последние выборы, всегда становится предметом непростых переговоров. Хотя Москва и является членом ОБСЕ, она лишь отчасти принимает взгляд западных наблюдателей на российские выборы.