Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Еврозоне срочно нужна координационная структура

© flickr.com / Public DomainЕвро
Евро
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Беспорядочные, но активные действия биржевых игроков, большая часть которых принадлежит к лобби противников евро и стремится нажиться на распаде еврозоны, вызывают смятение и не дают остудить накал страстей. Едва нам удалось справиться с банковским кризисом в Испании, как все сразу же начинают кричать об итальянских долгах!

Кризис евро продолжается уже два года, подрывая тем самым экономическую деятельность в Европейском Союзе.

Если точнее, нынешнюю ситуацию нельзя охарактеризовать как валютный кризис, так как ни одна из стран еврозоны не стремится избавиться от единой валюты, а Европейский Центробанк также не дремлет.

Причины кризиса кроются в спекулятивных преобразованиях банковской системы, которая была освобождена от всяческого регулирования под давлением Билла Клинтона и министра финансов США с 1995 по 1999 год Роберта Рубина (Robert Rubin). Кроме того, положение дел усугубила безответственная бюджетная политика нескольких государств еврозоны, которые считали, что новая валюта защитит их от всех невзгод.

Читайте также: Путин - Россия не предпринимает односторонних шагов, которые могли бы осложнить положение евро


Беспорядочные, но активные действия биржевых игроков, большая часть которых принадлежит к лобби противников евро и стремится нажиться на распаде еврозоны, вызывают смятение и не дают остудить накал страстей. Едва нам удалось справиться с банковским кризисом в Испании, как все сразу же начинают кричать об итальянских долгах!

В условиях этого наступления защита не смогла должным образом заявить о себе, и ее молчание объясняется одним очевидным пробелом: в еврозоне попросту нет какой-либо организации, которая могла бы защитить ее и скоординировать реакцию ее членов. Невероятно, но факт: у второй мировой валюты нет никакой постоянной инстанции для координации экономической деятельности и позиций использующих ее государств!

Разумеется, у нас есть Еврогруппа, которой умело руководит люксембуржец Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker), однако она представляет собой всего лишь периодические встречи министров финансов. Всем известно, что они не возглавляют свои государства, и что все ключевые решения принимают президенты и премьер-министры.

Расположенные в Брюсселе европейские институты, в частности - Еврокомиссия, которую не реформировали с момента расширения союза, пытаются повлиять на ситуацию, но тем самым лишь осложняют дело, так как треть членов ЕС не используют евро, а влиятельное меньшинство выступает против любых новых интеграционных процессов в Европе.

Также по теме: Причина кризиса евро - вражда с Турцией

Таким образом, доверить им решение проблем еврозоны попросту невозможно. Как бы то ни было, они сохраняют за собой все не касающиеся валютных вопросов полномочия, которыми наделяют их Маастрихтский и Лиссабонский договоры.



Получается, что ситуация предельно прозрачна: государства еврозоны сами должны создать инструменты для координации бюджетной политики и постепенно реализовать на практике симметричные меры валютной и экономической регуляции.

Им нужны инструменты, с помощью которых они смогут принять решение о реализации необходимых мер. Я вижу три таких инструмента:

1. «Совет евро» - то есть, регулярные собрания глав государств и правительств еврозоны. Разумнее всего, как мне кажется, было бы проводить их раз в месяц. На собрании также должны быть приняты правила председательства в совете. Никаких договоров для этого не требуется.

2. Назначение генерального секретаря еврозоны. По примеру того, какую роль играл Робер Маржолен (Robert Marjolin, видный деятель, хороший дипломат, специалист по экономике) во времена Организации европейского экономического сотрудничества: речь шла о высокопоставленном чиновнике с небольшой группой помощников, которые брали на заметку введенные меры, следили за их реализацией и отчитывались за результаты перед главами правительств. Решение может быть принято главами правительств стран еврозоны.

Читайте также: Монти - если нас ждет провал 29 июня, то вся Европа подвергнется риску

3. Контроль за выполнением обязательств по государственным финансам будет осуществляться на уровне «совета евро», в котором будут заседать кредиторы и должники, то есть плательщики и просители, что станет гораздо более серьезным сдерживающим фактором, чем использование административной системы.

В основу этого контроля должно лечь соглашение между государствами еврозоны, в которое будут включены некоторые их предложений Европарламента. В дальнейшем он должен быть ратифицирован в национальных парламентах.

Еврозона до сих пор одинока, что во многом объясняет ее смятение. Лидерам ЕС необходимо найти в себе политическую волю и в кратчайшие сроки создать в ней организационную структуру, которой ей так не хватает!

В результате мы увидим возврат к расширенной регуляции рынков. Что станет сигналом для окончания кризиса евро.

Валери Жискар д'Эстен (Valéry Giscard d'Estaing), бывший президент Французской Республики