Можно ли изменить мир, питаясь по-другому? Многие считают, что да, и поэтому предпочитают одни продукты другим. Помимо классического варианта с вегетарианством, также существует большое количество иных возможностей изменить свои привычки в еде.
Собираясь в магазин, Алекс Филлипс берет с собой мобильный телефон. На нем установлено специальное приложение (Eat Fish iPhone app), которое позволяет узнать продукты, характерные для этого сезона: например, какую рыбу можно приобрести в данное время без ущерба для окружающей среды. Алекс - английская журналистка, проживающая в Барселоне уже более десяти лет, - располагает большим количеством информации о проблемах интенсивного вылова и о способах достижения устойчивого, то есть не наносящего вред природе, потребления морепродуктов: «Я люблю рыбу, в то же время я очень хорошо ознакомлена с тем, что происходит в море: практикуется чрезмерный вылов, во многих случаях поддерживаемый властями, применяются такие агрессивные методы, как окружение сетной стенкой и донное траление, таким образом, на поверхность вытаскивается практически все...», - объясняет она. По этой причине она постоянно обновляет приложение на своем iPhone и ищет новую информацию на таких сайтах, как «Руководство по ответственному потреблению рыбы от WWF», чтобы знать, какие виды рыб можно использовать в пищу, а какие нет в соответствии с их особенностями, оставшейся популяцией и способами вылова.
Таким образом, Алекс теперь стало совершенно ясно, что существуют определенные виды рыб (она перечисляет: хек, тунец, морской черт, морской лещ, палтус и атлантическая треска), которые нельзя есть в любое время года из-за неустойчивого состояния их численности или из-за губительных способов вылова и ведения аквакультуры. «Есть другие рыбы, - добавляет Алекс, - которые можно употреблять в пищу лишь при условии, что их будет сопровождать информация, касающаяся времени, способа и места вылова». «Однако часто одной маркировки недостаточно», - сетует Алекс. При отсутствии какой-либо информации, она всегда спрашивает, как и где была выловлена рыба, и если ответ является неудовлетворительным или неполным, то она отказывается от покупки.
Это может показаться преувеличением, что обязательным условием похода в магазин является предварительное изучение состояние морских биоресурсов, однако такой тип людей, как Алекс, в не слишком отдаленном будущем может стать довольно распространенным. Постоянно растет число осведомленных, задумывающихся при покупке продуктов питания потребителей, которые готовы изменить свои потребительские привычки по причине негуманного обращения с животными, ухудшения состояния окружающей среды и в силу своей социальной ответственности. Их поступки не являются ни преувеличением, ни эксцентричностью: в случае с рыбой ситуация является весьма острой, так что если мы по-прежнему хотим лакомиться этим продуктом, то придется идти единственно верным путем, описанным выше. Давным давно такие организации, как «Гринпис», привлекают внимание к проблеме истощения наших морей. «90% крупных рыб, таких как тунец и акула, исчезли в последние сто лет», - как сообщает испанское отделение WWF.
Тунец является хорошей иллюстрацией этой проблемы. Это любимая рыба во всем мире: миллионы людей потребляют его на постоянной основе, и кроме того, он является основным компонентом суши и сашими - двух блюд, являющимися кулинарными хитами. Несмотря на это, многие из людей, которые едят тунец либо дома, либо на вечеринке, либо в японском ресторане и которые покупают аппетитные кусочки тунца, для того чтобы потом их обжарить, приправить луком или покрыть соусом, не знают, что во всем мире популяция тунца находятся в серьезной опасности. «Избыточные рыбопромысловые мощности и тревожное состояние запасов тунца указывают на то, что теперешние темпы вылова превышают скорость восстановления рыбных запасов», - заявляют представители «Гринписа».
Чрезвычайно серьезным случаем является судьба средиземноморского тунца обыкновенного (Thunnus thynnus): «Это животное находится на грани исчезновения из-за незаконного рыболовства и вылова методом окружения сетной стенкой», - уточняет Селия Охеда, ответственная за океаническое направление в этой организации, которая не стесняется сравнивать поедание филе тунца с «поглощением филе других исчезающих видов, как, например, панды или носорога».
Таким образом, распространение информации способствует тому, что все больше и больше людей незапланированно прекращают употреблять в пищу такие продукты, как тунец. «Это уже вопрос морали», - подводит итог Алекс Филипс. Мораль, соответствующая тому времени, в котором ресурсы планеты находятся на пути к своему истощению. Этика в потреблении продуктов питания, однако, не является чем-то новым: вегетарианство уже практиковалось в древней Индии 2600 лет назад и в классической Греции. Оно развивалось представителями религиозных групп и философских движений, как, например, пифагорейцами. В то время идея отказа от потребления мяса любого животного была связана с отказом от насилия.
Однако сегодня причины «пищевого активизма» куда более разнообразны. Вдобавок к непричинению страданий животным, добавились соображения защиты окружающей среды, устойчивого и не угрожающего природе развития, социальной справедливости и нерасточительства в отношении продовольствия и энергии. Так называемая «воинствующая гастрономия» перестала быть чем-то маргинальным. «Да, такая философия завоевывает все больше последователей», - соглашается Хосефина Льяргес, эксперт в области здравоохранения и питания, которая в своем «Центре природной терапии» также учит здоровому приготовлению пищи. Льяргес - автор нескольких книг по этой теме, последней из которых является «Филомена сладкоежка» (Filomena llaminera), опубликованная издательством Cossetania, - замечает, что на ее занятия приходят люди «разных типов». Иногда они «недостаточно проинформированы», но «готовы изменить свои привычки, если это приведет к улучшению не только их здоровья, но и окружающей среды».
В классах Льяргес в центре внимания - вегетарианская кухня: это не дань движению, а убежденность Хосефины в том, что нашему обществу «нужна умеренность в потреблении продуктов, происходящих из царства животных». На самом деле она не является вегетарианкой. Хотя 80% ее рациона составляют представители царства растений, в ее доме иногда едят мясо и рыбу, но с осторожностью, и всегда учитывая происхождение, сезон, условия выращивания и способ получения продукта. Хосефина подчеркивает, что в области продовольствия, включая даже вегетарианство, нужно двигаться вперед и отвечать на новые вызовы, в частности касающиеся близости происхождения продуктов: «Бывает так, что многие, включая некоторых вегетарианцев, желают иметь на столе определенный продукт на протяжении всего года - но это не возможно, это очень вредно... Природа не может дать тебе все и всегда. Мы должны снова обращать внимание на сезонность продуктов: если я вижу, что эта спаржа привезена из Перу, а та - отсюда из Каталонии, то я покупаю местный продукт, а когда такой заканчивается, я просто покупаю другие сезонные овощи и фрукты».
Такая философия сезонности продуктов является одной из отличительных особенностей появившихся в последние годы продовольственных компаний, которые специализируются на реализации органических и местных продуктов. Рестораны и супермаркеты, небольшие компании и кооперативы, имеющие собственные огороды, доставляют свежеубранные фрукты и овощи, яйца и мясо своим клиентам на дом. Данный сектор предлагает хорошие бизнес-возможности (объем органического сельского хозяйства вырос на 10% в 2011 году), а также сделал более доступными те продукты, которые не так давно были редкостью для многих семей. Но не для Марты Альтаррибы, 35-летней жительницы Барселоны, котороя давно чувствовала необходимость вывести семейный рацион из-под власти «доминирующей продовольственной индустриализации». Имея огромный интерес к миру продовольствия, Альтарриба сначала была клиентом одной из молодых компаний по реализации органических продуктов (Disfruta & Verdura), а в настоящее время работает в ней директором по новым продуктам. Кроме таких факторов, как здоровье и вкус, говорит Марта, экологическое потребление также имеет и этический компонент, потому что оно включает в себя покупку продуктов с полным отсутствием загрязняющих веществ и пестицидов в их производстве, что позволяет избежать ущерба окружающей среде. «Более того, транспортировка должна свестись к минимуму: нет смысла есть органический картофель, привезенный из Германии, если при его перевозке образовался высокий выброс CO2», - заключает она.
Альтарриба рассказывает, что сезонные овощи стали лидером потребительского спроса. Другим хитом являются органические куриные яйца - продукт, который содержит в себе целый мир. «На каждом яйце напечатан код, указывающий его происхождение и условия выращивания кур», - объясняет Хосефина Льяргес. Таким образом, первая слева цифра кода, это может быть 0, 1, 2 или 3. «Ноль указывает на то, что курица была выращена в специальном загоне с пространством для перемещения на открытом воздухе и что ее владельцы уважали инстинкты животного: давали ему органический корм, не обрезали ему клюв и не кололи антибиотики». Цифра 1 означает, что птицы живут в более или менее аналогичных условиях, но их не кормили органическим кормом, а 2 и 3 "означает, что куры живут на промышленных птицефермах: в переполненных загонах или в клетках (цифра 3)». «Меня ужасают эти условия, и я не только отказываюсь покупать такие яйца - я предпочитаю вообще не съесть их!» - уверяет она.
Есть люди, которые решили вообще больше не съесть яйца, даже если те происходят от кур, выращенных в соответствующих условиях. Как, например, Тони Родригес: 26-летний молодой человек стал вегетарианецем уже в 17 лет и избегает любых продуктов животного происхождения, потому что считает, что интересы человека необоснованно ставятся выше интересов животных. Тони очень хорошо помнит тот момент, когда он стал вегетарианцем: «Я ел свой бутерброд с кусочками свинины и увидел репортаж о скотобойнях... Я тотчас же стал вегетарианцем, а вскоре после этого - веганом, потому что вскоре узнал, что производство многих продуктов, например, рыбы или молока, сопряжено с эксплуатацией и причинением вреда окружающей среде и животным».
Однако он совсем не скучает по тому оставшемуся кусочку свинины: «На самом деле, изменив свое питание, я сделал себе громадное одолжение, потому что мне пришлось проводить много времени на кухне в поисках новых блюд, и в итоге мне это так понравилось, что я освоил новую профессию». Сейчас Тони – кондитер-веган, он также автор книги «Веганское удовольствие» (Delicias veganas, опубликованна издательством Oniro), в которой все рецепты требуют только растительные ингредиенты. Для Тони вегетарианство является отправной точкой в попытках начать питаться этически в этом сложном мире. «Следует идти вперед шаг за шагом, начиная с потребления продуктов, выращенных поблизости, и, как в случае с шоколадом, выбирать органическую продукцию и справедливую торговлю».
Справедливая торговля - это еще одна область, где продовольственные активисты набирают силу. К примеру, Антон Равентос, 78-летний бизнесмен на пенсии, который регулярно на протяжении 20 лет отправляется за покупками в магазины Intermón/Oxfam, в которых все товары сопровождаются сертификатами справедливой торговли. «Я чувствую единение с теми идеалами, которые тут защищаются», - объясняет он, приобретая в магазине несколько упаковок кофе. После нефти, кофе является самым значимым продуктом для мировой торговли, и, следовательно, цены на него весьма чувствительны к спекуляциям и колебаниям рынка. Таким образом, Intermón платит справедливую и стабильную цену производителям (крестьянским семьям Центральной Америки и Африки) и гарантирует, в частности, уважение правил, запрещающих детский труд и нанесение вреда окружающей среде, а также выражает приверженность равенству полов, недискриминации и свободе объединения. Кофе не единственный пищевой продукт в магазине: в продаже также есть чай, сахар, шоколад, сладости и даже вино. Intermón/Oxfam имеет 38 магазинов по всей Испании, и упаковки кофе с их маркировкой уже начали поступать для продажи на полки магазинов таких крупных сетей, как Alcampo, Caprabo и El Corte Inglés. «Перед нами стоит цель войти в большие гипермаркеты, чтобы объяснить и нормализовать этот тип торговли, который очень распространен в других европейских странах, таких, как Великобритания», - объясняет Анна Аргеми, ответственный за печатные издание в Intermón/Oxfam.
Тем временем Антон Равентос уже расплатился за свой кофе (цена за пачку варьируется между 2,39 и 4,85 евро в зависимости от типа) и положил его в тканевую сумку, которую он берет с собой, когда идет за покупками. Он обычно дарит такие же своим детям и друзям. «Таким образом, я призываю вас совершать покупки по-другому, даже если вы покупаете всего одну вещь...», - говорит он. «Да, я активист», - говорит он в заключение, и тем, кто сетует на то, что такие маленькие жесты, как эти, ни к чему не приводят, он отвечает, что такими способами, какими бы символическими они не являлись, можно понемногу изменять мир.
Марта Альтарриба
Давно сделала ставку на органические продукты питания, что, в конце концов, стало ее профессией. В свои 35 лет она отвечает за новые продукты в Disfruta & Verdura - компании, занимающейся реализацией таких продуктов. Для себя она выбрала продукты питания, в которых остсутствуют пестициды и при транспортировке которых выделяется минимум СО2.
Тони Родригес
Кондитер-веган, не употребляет в пищу мясо любых животных, яйца, молочные продукты. Считает, что в области питания есть столько нарушенных этических и экологических стандартов, что «необходимо постоянно двигаться вперед, даже за рамки вегетарианства».
Алекс Филлипс
Журналистка и редактор, 37 лет, использует новые технологии (Интернет и приложения для iPhone), чтобы знать, какую рыбу можно покупать. «Состояние морских биоресурсов настолько ужасно, а информация о этом зачастую настолько скудна, что я практически перестала есть рыбу».
Антон Равентос
78-летний бизнесмен на пенсии. Пьет только кофе, сертифицированный согласно правилам справедливой торговли. Считает, что никогда не поздно изменить свои привычки в еде и в покупках: «Возраст не имеет ничего общего с социальной ответственностью», - заявляет он.
Хосефина Льяргес
Имеет диплом магистра в области здравоохранения и питания, проводит занятия по приготовлению пищи, использует только органические овощи, выращенные в ее регионе. «Значение этики в еде постепенно возрастает; мы располагаем бóльшим количеством информации, хотя вызывает беспокойство вид того, чем иногда доверху заполнены тележки в супермаркетах».