Его лицо можно узнать в самых знаменитых в истории портретах. Но по иронии судьбы искусствоведы почти не представляют, как на самом деле выглядел Леонардо да Винчи. 

 

Поскольку гений эпохи Возрождения не оставил нам своих портретов, ученым приходится искать подтверждения своим догадкам и гипотезам о том, что он мог изобразить себя на одном из своих произведений.  

 

В настоящее время один из искусствоведов убежден, что нашел новые доказательства того, что великий художник запечатлел свой образ не в одном, а в двух персонажах знаменитой фрески «Тайная вечеря».  

 

Росс Кинг (Ross King), автор мирового бестселлера «Купол Флорентийского собора работы Брунеллески» («Brunelleschi's Dome»), ссылается на стихотворение, написанное в 1490-е годы Гаспаро Висконти (Gasparo Visconti), другом Леонардо, когда тот писал «Тайную вечерю».  

 

В стихотворении высмеивает неназванного художника за то, что тот в своих картинах рисует свой портрет «каким бы красивым тот ни был». 

 

Доктор Кинг также ссылается на знаменитый портрет мужчины, написанный красной охрой приблизительно в 1515 году, на котором, предположительно изображен сам Леонардо да Винчи в зрелом возрасте.   

 

У него был греческий нос, длинные волнистые волосы и длинная борода, все это очень напоминало лица апостолов Фомы и Иакова младшего (Алфеева), изображенных 500 лет назад на фреске «Тайная вечеря». 

 

Как считали современники Леонардо, поднятый вверх палец Фомы был характерным жестом художника.  

 

Как сказал доктор Кинг в своем интервью газете «The Independent», «Последняя вечеря» - единственная картина, в которой никто – ни чудаки-фантазеры, ни ученые – не пытались высмотреть портрет Леонардо да Винчи». 

 

Известный исследователь творчества Да Винчи Чарльз Николл (Charles Nicholl) сказал: «Из всех апостолов, на которого (Леонардо) согласился бы быть похожим, первым, как я думаю, был бы Фома Неверующий, потому что Леонардо сам считал правильнее задавать вопросы, чем верить на слово тому, что говорят другие».      

 

«Тайная вечеря» была написана на задней стене трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане, Италия, по заказу своего патрона герцога Лодовико Сфорца и его супруги герцогини Беатриче д’Эсте. 

 

Со временем краски картины выцвели, однако в конце 70- годов был предпринят масштабный 21-летний проект по реставрации фрески, в результате которой появилось множество заметных расхождений в оттенках и цветах.

 

Поиск портретов Леонардо да Винчи стал одним из самых популярных хобби среди ученых, некоторые из них даже высказывают предположение о том, что «Мона Лиза» на самом деле ни что иное, как завуалированный автопортрет художника. 

 

30 августа издательство «Bloomsbury Publishing» намерено опубликовать последний научный труд доктора Кинга о Леонардо и его «Тайной вечере». В тот же день канал ВВС4 планирует выпустить сюжет об этом исследовании в рубрике «Книга недели» (Book of the Week).