Лето 2012 года показало, что кризис сделал страны Евросоюза более привлекательными для туристов из России. Главные причины - российский менталитет и большое желание европейского турбизнеса выжить.
Финансовый кризис выявил новое любопытное расхождение в менталитете европейцев и россиян. Если для первых одним из способов экономии стало урезание расходов на путешествия, то вторые, напротив, предпочли в отдыхе себя не ограничивать, руководствуясь принципом «один раз живем». Летом 2012 года за границу устремилось намного больше россиян, чем годом ранее. При этом большей популярностью стали пользоваться страны Европы, в том числе Германия. Эксперты констатируют: кризис в еврозоне не только не отпугнул, но и привлек туристов из России.
Впечатления как инвестиция
Пока статистические ведомства подсчитывают, сколько россиян отдохнуло этим летом за границей, туристические организации с уверенностью заявляют о значительном увеличении числа туристов по сравнению с прошлым годом. В 2011 году Европу с туристическими целями посетили около 5,7 миллиона россиян. Это около трети всех отдохнувших за пределами России.
И в этом году в числе прогрессирующих направлений - Европа. Как заявила DW исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, «практически на всех европейских направлениях в 2012 году поток российских туристов увеличился. В том числе речь идет и о тех странах, которые испытывают кризисные явления, - Греция, Италия, Испания и Португалия». Одна из главных причин, по словам эксперта, кроется в том, что принимающие страны стараются завлечь туристов лояльными ценами.
Немаловажно и то, что россияне, напуганные тревожными новостями с финансовых рынков, стремятся отвлечься от негатива и вложить свободные средства так, чтобы потом было что вспомнить, отмечает Майя Ломидзе. Когда инвестиции в серьезные активы наподобие недвижимости невозможны, приходится думать о таких простых вещах, как приятные впечатления. Возможно, по этой причине туристические предпочтения россиян в этом году немного изменились. Если раньше они в основном выбирали пляжный отдых, то теперь стали больше интересоваться экскурсионными программами, говорит представитель АТОР.
Мюнхен вышел в лидеры
Почувствовав новые веяния, европейские компании, организующие путешествия для иностранцев, стали предлагать экскурсии в новые, раньше не пользовавшиеся особой популярностью места. Например, недавно в Бремене прошла туристическая ярмарка, на которой небольшие и малоизвестные немецкие города представили свои предложения для туристов, рассказала DW руководитель пресс-службы Национального туристического офиса (НТО) Германии в России Марина Щербинина.
Стремится турбизнес и к тому, чтобы предложить потенциальным клиентам более современные сервисы. По словам представителя НТО, для удобства туристов было выпущено приложение для смартфонов ТОП-100, куда вошли сто самых интересных достопримечательностей в Германии. Рейтинг составлялся на основании опросов, которые офис проводил в 26 странах и выборочно среди туристов, приезжавших в Германию.
«Активность принимающей стороны возрастает, поскольку люди понимают, что без определенных усилий получить приток туристов невозможно», - отмечает Марина Щербинина. По ее словам, в Германии в этом особенно преуспела Бавария и, в частности, Мюнхен. На протяжении нескольких лет местная туристическая индустрия серьезно работала над увеличением числа туристов, в том числе среди россиян. Итогом стало то, что в 2012 году граждане России оказались на первом месте по посещаемости города. В прошлые годы по этому показателю неизменно лидировали американцы.
Майя Ломидзе из АТОР подтверждает, что россияне стали чаще ездить в Германию. В этом году, по ее данным, был отмечен прирост около 15%, при этом все больше туристов выезжает в ФРГ не через турфирмы, а самостоятельно. «Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что в этом году многие жаловались на то, что было непросто записаться в консульство на подачу документов», - говорит она.
Растет аппетит или уменьшаются тарелки?
И все же нельзя сказать, что европейский кризис остался для российских путешественников полностью незамеченным. Другое дело, что те, кто считают себя фанатом Европы, несмотря ни на что пока не собираются отказываться от поездок. «Как ни забавно звучит, финансовый кризис Европы для меня отразился, прежде всего, на размере блюд», - рассказала DW руководитель службы по связям с общественностью и СМИ компании «Газпром промгаз» Ася Брагинская.
По ее словам, будучи частым гостем в Германии, Италии и в других европейских странах, она привыкла к тому, что для обеда бывает более чем достаточно одного блюда и напитка. «В этом же году я была удивлена своим необычайным аппетитом - я не наедалась! Озарение пришло чуть позже, - шутит Ася Брагинская. - Фокус оказался в том, что тарелки с пастой стали меньше, а свиную рульку уже не приходилось просить завернуть для моей несуществующей собаки».