Впервые телевидение решилось показать полностью биографию диктатора: продюсер Нико Хофман (Nico Hofmann) и режиссер Ники Штайн (Niki Stein) намерены показать истоки антисемитизма Гитлера.
Ни о каком другом человеке, за исключением Иисуса Христа, не было написано столько книг, как об Адольфе Гитлере. С 1936 было опубликовано 75 различных его биографий, и это без учета небольших портретных очерков и других сочинений из нацистских и неонацистских кругов. И ни о ком другом не было снято столько фильмов – как игровых, так и документальных.
Вскоре к этому добавится еще один, возможно, самый масштабный проект: прославленная и получившая известность прежде всего своими телефильмами на исторические темы компания Teamworx на ярмарке программ «Mipcom» в Каннах объявила о начале работы над 8-серийным телесериалом, рассказывающим о жизни Гитлера с 1914 по 1945 год.
В роли продюсеров выступают основатель компании Teamworx Нико Хофман, а также Ян Мойто (Jan Mojto), представляющий европейскую маркетинговую фирму EOS-Betafilm. Режиссером будущего телесериала, судя во всему, будет Ники Штайн, новый фильм которого «Роммель» можно будет посмотреть 1 ноября на телеканале ARD. Сценарий пишет сам Штайн вместе с актером и режиссером Харком Бомом (Hark Bohm). Бюджет планируемого фильма составит более 15 миллионов евро.
Истоки свирепого антисемитизма
«Мы считаем оправданными подобного рода проекты, если при этом основательно используются исторические источники», - отметил Хофман в интервью газете Welt. «Так, например, фильм «Роммель» показал, что сегодня существует повествовательная форма, с помощью которой даже сложные исторические события можно перевести на кинематографический язык», - добавил он.
Основным материалом для будущего 8-серийного фильма послужит достойное внимания исследование о Гитлере, написанное работавшим ранее в Абердине, а в настоящее время переехавшим в Гарвард немецким историком Томасом Вебером (Thomas Weber). В своей книге «Первая война Гитлера» (Hitlers erster Krieg) 38-летний историк, с одной стороны, занимается анализом того опыта, который Гитлер как солдат получил на Западном фронте.
С другой стороны, он ставит под сомнение расхожее мнение о том, что массовая гибель людей в окопах первой мировой войны сделала из Гитлера свирепого антисемита, и якобы поэтому спустя четверть века он стал добиваться искоренения европейских евреев.
Почему Гитлер стал антисемитом?
На самом деле вопрос об истоках радикального антисемитизма Гитлера является ключевым в его биографии. В своей подстрекательской автобиографии «Moя борьба» (Mein Kampf) он сам попытался представить свою идеологию как якобы почти неизбежно вытекающую из истории и подтвержденную «опытом» первой мировой войны.
Однако Вебер делает важный вывод о том, что в данном случае имеет место самостилизация: с одной стороны, Гитлер совсем не был «окопником», а служил связным полкового штаба, и поэтому, скорее, его можно назвать «тыловиком».
С другой стороны, в его части, в Баварском полку Листа, не существовало заразного антисемитизма. Вебер впервые провел тщательное исследование документов этого полка и пришел к выводу о том, что большинство его солдат не были радикализированы полученным на фронте опытом.
Роль Мюнхена
Но когда же и почему Адольф Гитлер стал фанатично ненавидеть евреев? Скорее всего, это произошло не позднее 1921 года. Опираясь на еще неизученные источники, Вебер пытается доказать, что решающей фазой в этом отношении стал Мюнхен в 1919 году. В этом смысле его взгляды совпадают с мнением второго главного консультанта этого многосерийного фильма, в роли которого выступает журналист, биограф Гитлера и Геббельса Ральф Ройт (Ralf Georg Reuth). В его книге «Ненависть Гитлера к евреям. Клише и действительность» (Hitlers Judenhass. Klischee und Wirklichkeit) говорится о том, что решающая политизация будущего главы НАСДП произошла во время революции в баварской столице.
Пока еще не ясно, где можно будет увидеть новый многосерийный фильм. «Мы занимаемся разработкой этого комплексного пакета на свой страх и риск, то есть речь идет о сценарии, актерском составе и обо всем остальном. После этого Ян Мойто и я будем предлагать этот фильм международным телекомпаниям». Если смотреть на вещи реалистично, то, по мнению Хофмана, этот фильм будет показан в 2015 году.
Новый многосерийный фильм, актерский состав которого пока неизвестен, будет снят на английской языке и предназначен для международного рынка. Хофман придает большое значение работе консультантов, что позволит использовать в процессе работы последние достижения исторической науки.
Такого рода подход в принципиальном плане является правильным. Однако вряд ли этого будет достаточно для того, чтобы заставить замолчать предсказуемую общую критику этого проекта. Нечто подобное произошло уже в прошлом году, когда сделанный при активном содействии историков фильм «Роммель» стал предметом полемики и в течение нескольких недель обсуждался в обществе.
Я никогда не мог понять, почему литература может свободно обращаться с историей, а фильмы якобы не могут», - так прокомментировал Хофман свой на первый взгляд рискованный проект. – Возьмем, к примеру, книгу Джонатана Литтелла (Jonathan Littell) «Благонамеренные» (Die Wohlgesinnten), ставшую предметом споров во всем мире. Такого рода острые дискуссии должны быть позволены и для фильмов – особенно если они делаются в Германии».
Так много Гитлера раньше еще не было
Пока еще на телевидении не демонстрировался продолжающийся восемь часов фильм о Гитлере. Наиболее полными можно считать проекты «Бункер» (Untergang) Бернда Айхингера (Bernard Eichinger) и Оливера Хиршбигеля (Oliver Hirschbiegel), снятый с Бруно Ганцем (Bruno Ganz) в главной роли (175 минут), а также довольно низкого качества британский фильм «Гитлер – восхождение дьявола» (Hitler - Aufstieg des Boesen), появившийся в 2003 году (180 минут). В 2005 году Хайнрих Брелер (Heinrich Breloer) снял 270-минутный документальный фильм «Шпеер и Он» (Speer und Er), в котором Гитлер является второстепенной фигурой, и не более того.
На самом деле существует множество документальных фильмов о Гитлере. Однако среди них нет такого, который мог бы по своим амбициям сравниться с проектом компании Teamworx.
В любом случае Томас Вебер многого ожидает от этого фильма. «Только в том случае, если мы будем серьезно относиться к формированию личности Гитлера, а также к его личным талантам и слабостям, к его холодной жестокости и личному шарму, к его карьере и развитию его социальных связей и при этом не будем пытаться лишить его присущей ему энергии, с помощью которой он оказывал воздействие на многих немцев, - только в этом случае мы сможем объяснить взаимоотношение Гитлера и немцев».