В качестве председателя форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества Кан должен будет улучшить ситуацию отношений с Вашингтоном, чуть ли не безнадежно испорченную его предшественником Юкио Хатоямой, и занять твердую позицию против Китая и России, которые воспользовались моментом разлада в отношениях между Японией и США и развернули наступление на дипломатическом фронте.
Недавно кабинет Кана показал низкий рейтинг популярности, что объясняется его неудачами в решении дипломатических вопросов с Китаем и Россией.
Именно поэтому саммит АТЭС станет превосходной возможностью для Кана вылечить Японию от расстройства дипломатии.
У администрации Кана на ближайшие дни программа будет очень насыщенная — начиная с переговоров АТЭС на министерском уровне, которые начались в среду в Иокогаме.
На саммите АТЭС, который начнется в субботу, будут присутствовать такие фигуры мирового значения, как президент США Барак Обама, президент Китая Ху Цзиньтао и президент России Дмитрий Медведев.
Один представитель правительства сказал, что в Иокогаме развернется «дипломатическая борьба».
Во вторник в комитете по бюджету при палате представителей депутат Нобутака Матимура от Либерально-демократической партии сказал: «Один мой друг в Вашингтоне позвонил мне и сказал, что японскую дипломатию постигла “смерть мозга”».
В ответ на такую жесткую критику со стороны бывшего главного секретаря кабинета Кан сослался на вопрос перемещения базы морской пехоты США «Футэнма» из префектуры Окинава.
«Я начал с того, чтобы вернуть проблему, приведенную в довольно запутанное состояние, к изначальному состоянию», — сказал Кан, имея в виду, что ему пришлось вытаскивать японскую дипломатию, зашедшую не на ту территорию.
Вовремя японо-американских переговоров, которые пройдут на саммите в субботу утром, главным пунктом повестки дня будет вопрос — что делать с Китаем, сила которого продолжает расти.
По данным из источников, страны собираются совместно производить редкоземельные металлы, чтобы преодолеть введенные Китаем ограничения на экспорт. Что касается безопасности, то здесь планируется сдерживать продвижение китайского флота в открытое море.
Япония и США хотят и у себя, и за границей создавать впечатление, что двусторонние союзнические отношения по-прежнему прочны, но напряженность в отношениях между ними из-за базы «Футэнма» и некоторых других вопросов все ещё не снята.
Что касается Китая, то переговоры между Каном и Ху Цзиньтао так и не были назначены.
«Китай хочет провести встречу министров иностранных дел до саммита и примет окончательное решение, основываясь на итогах этой встречи», — сообщил источник из дипломатических кругов.
Если переговоры на саммите состоятся, то государство в первую очередь захочет, чтобы страны договорились о поиске стратегических и взаимовыгодных отношений. Затем правительство призовет к возобновлению переговоров по заключению договора о разработке газовых месторождений в Восточно-Китайском море и о нормализации экспорта редкоземельных металлов, о чем также сообщают источники.
Ху Цзиньтао со своей стороны, как сообщается, намерен сделать свое посещение Японии шагом вперед в исправлении отношений с Японией.
С октября китайские власти работали над предотвращением антияпонских выступлений, устанавливая наблюдение в ряде университетов. В понедельник на Азиатских играх в Гуанчжоу состоялся футбольный матч между командами Японии и Китая, и для недопущения насильственных действий со стороны болельщиков было мобилизовано большое количество полицейских.
Один китайский журналист назвал происходящее попыткой Пекина создать подходящие условия для визита Ху Цзиньтао в Японию.
Но не все пройдет так гладко. Кан и Ху Цзиньтао, скорее всего, сцепятся в Иокогаме, потому что им придется избегать негативных политических последствий в своих странах.
На японо-российских переговорах Кан, скорее всего, выразит сожаление в связи с недавним визитом Медведева на остров Кунашир, входящий в состав «северных территорий».
Главной проблемой для Кана станет демонстрация бескомпромиссной позиции по территориальному вопросу и прочим вопросам в отношениях с Россией и Китаем в сочетании со стремлением укрепить экономические связи с этими двумя странами. Японские деловые круги нажимают на Кана, чтобы он решил этот вопрос.
Если Кан оступится в вопросах, связанных с Китаем и Россией, на него, скорее всего, обрушится критика.
Учитывая это, министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара сказал: «Администрация Кана, возможно, успешно заручится поддержкой общественности, если займёт жесткую линию. Но она должна справиться с проблемами, чтобы помочь людям в средне- и долгосрочном периоде, в то же время стараясь найти понимание у общественности, если положительных результатов не будет сразу».