Во время встречи в Москве на прошлой неделе министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара и его российский коллега Сергей Лавров обсудили двусторонний территориальный спор о четырех островах близ Хоккайдо, но не смогли прийти к соглашению и лишь повторили обычную позицию своих стран.
Отношения России и Японии стали очень напряженными после того, как президент России Дмитрий Медведев посетил один из четырех спорных островов в ноябре. Судя по всему, на прорыв в переговорах на тему территориального спора шансов мало.
Но если дать двусторонним отношениям и дальше оставаться в таком виде, это не пойдет на пользу ни одной из сторон. Мы призываем оба правительства использовать каждую возможность, чтобы продолжать переговоры и разрешить этот столь длительный территориальный спор.
Встреча Маэхары и Лаврова была, по сообщениям информагентств, достаточно напряженной, и даже началась без рукопожатия. Маэхара предложил найти решение, которое было бы приемлемым для обеих сторон, основанное на прошлых соглашениях – в том числе на Токийской декларации 1993 года, а также на законе и справедливости.
Лавров, со своей стороны, настаивал на том, что обе страны «должны вести разговор без каких-либо предварительных условий и исторических экскурсов». Он призвал Японию, которая настаивает на возвращении всех четырех островов, занять более гибкую позицию.
Результат был неудивителен
Встреча продолжалась более двух часов, в два раза дольше запланированного. Однако обе стороны завершили ее, настаивая на противоречивых целях в отношении четырех островов, известных в Японии как «северные территории». Единственным итогом стало согласие на продолжение переговоров.
То, что встреча завершится со столь скромными результатами, было предсказуемо.
В последние годы Россия стремится разрабатывать месторождения нефти и природного газа в дальневосточном регионе. Как часть этого стремления, Россия инвестировала значительные средства и ресурсы в четыре спорных острова. В России растет мнение, что больше нет необходимости делать какие-либо уступки Японии в территориальном вопросе.
Этот взгляд на вещи набрал популярность после серии визитов на острова ведущих представителей российской власти, которые последовали вслед за поездкой Медведева на остров Кунашир.
Правительство не должно отступать и допускать «россиизацию» северных территорий. Токио должен избрать конкретную стратегию на разрешение этого вопроса, а не действовать посредством различных подстрекательских «уколов» в стиле премьер-министра Наото Кана, который недавно назвал поездку Медведева «непростительным оскорблением».
Сопутствующее влияние
На встрече японо-российской межправительственной комиссии по торговым и экономическим вопросам, прошедшей после переговоров на уровне министров иностранных дел, две страны согласились сформировать круглый стол в составе представителей правительства и руководителей крупного бизнеса для продвижения двустороннего экономического сотрудничества. Этот орган, как ожидается, будет обсуждать вопросы модернизации российских производственных мощностей и развития на российском Дальнем Востоке.
Прямые инвестиции Японии в Россию постоянно росли в последние годы. Россия, со своей стороны, жаждет сотрудничества с Японие в области высоких технологий и в других сферах.
Мы надеемся, что это двустороннее экономическое сотрудничество в конце концов приведет к улучшению дипломатических отношений и связей в области безопасности. Это также поможет сдерживать Китай.
Однако экономическому сотрудничеству нельзя позволить продвигаться, пока территориальный спор убран в долгий ящик.
Правительство должно настойчиво напоминать Москве, что экономическое сотрудничество и развитие может выйти на новый уровень только с заключением мирного договора, который установит настоящую атмосферу доверия.