Худшие времена порой пробуждают в людях лучшее, даже в японских «проигравших», или японской мафии, якудзе. Уже через считанные часы после того, как ударили первые гигантские волны, две из крупнейших криминальных группировок начали действовать, открыв свои офисы для застрявших в Токио, а также поставляя еду, воду и одеяла в опустошенные районы на двухтонных грузовичках и на всех остальных транспортных средствах, которые они могли привести в движение. Через день после землетрясения Инагава-каи (третья по величине организованная преступная группировка в Японии, основанная в 1948 году) отправила 25 четырехтонных грузовиков с пеленками, лапшой быстрого приготовления, аккумуляторами, фонариками, питьевыми напитками, и другими необходимыми в повседневной жизни товарами в район Тохоку. Представитель Сумиеси-каи, второй по величине преступной группировки, даже предложил убежище членам иностранной общины - нечто неслыханное в стране, население которой все еще испытывает слегка ксенофобские настроения, особенно в среде правых членов якудзы. Ямагути-гуми, крупнейшая преступная группировка Японии, под руководством Тадаси Ирие, также открыла двери своих офисов по всей стране для граждан и отправляла грузовики с гуманитарной помощью, но очень тихо и без какой бы то ни было шумихи.
Наибольшую активность проявляла Инагава-каи, потому что она имеет сильные корни именно в пострадавших районах. Там расположены несколько ее «блоков», или региональных подгруппировок. С полуночи 12 марта и до раннего утра 13 марта токийский блок Инагава-каи отправил 50 тонн поставок в здание муниципалитета Хитатинаки (Хитатинака-Сити, префектура Ибараки) и оставил их там, не упоминая о связи данной помощи с якудзой, чтобы дар не отклонили. Это стало началом их гуманитарных усилий. В поставки входила быстрорастворимая лапша в чашках, бобы, пеленки, чай и питьевая вода. Езда из Токио заняла 12 часов. Они ехали объездными дорогами, чтобы попасть туда. Блок Канагава из Инагава-каи отправил 70 грузовиков в префектуру Ибараки и район Фукусима, грузы были доставлены в районы с высоким уровнем радиации. Они не записывали, сколько тонн грузов было отправлено. Инагава-каи в целом отправила более ста тонн помощи в регион Тохоку. В зоны с повышенным уровнем радиации они ехали без соответствующей защиты или йодистого калия.
Член Ямагути-гуми, с которым я говорил, просто сказал: «Пожалуйста, не говорите больше о том, что мы делаем все, что в наших силах, чтобы помочь. Сейчас никто не хочет, чтобы его имя связывали с нами, и нам бы очень не хотелось, чтобы наши пожертвования без долгих слов отклоняли».
Для тех, кто не знаком с якудзой, информация об их филантропии может стать шокирующей, но это уже не первый раз, когда они демонстрируют подобные проявления гуманитарного характера. В 1995 году после землетрясения в Кобе Ямагути-гуми была одной из самых активных и ответственных сил на месте событий, быстро обеспечив поставки в пострадавшие районы и начав распространять их среди местного населения. По общему признанию, большая часть этих поставок была оплачена деньгами от долгих лет шантажа и рэкета в отношении жителей этого района, и они, конечно же, не были незнакомы с фактором пиара, но никто не может отрицать, что они помогали тогда, когда люди нуждались в помощи - как они делают и сейчас.
Это может привести в замешательство и заставить теряться в догадках, как якудза, представляющая собой организованные преступные группировки, извлекающая свои доходы из незаконной деятельности, такой как сбор откупных и платы за защиту, шантаж, вымогательство и мошенничество, вообще может иметь какие-то гражданские принципы и добродетели. Однако в Японии с послевоенных лет они всегда играли определенную роль в сохранении мира. Как отмечалось в книгах Роберта Уайтинга «Токийский преступный мир» (Tokyo Underworld) и Тима Уайнера «Наследие праха» (Legacy of Ashes), американские власти даже покупали услуги одного пресловутого посредника по связям с якудзой, Йосио Кодамы, чтобы удержать Японию от превращения в коммунистическую страну и поддержать порядок. Кодама позднее обеспечивал финансирование для создания Либерально-демократической партии Японии, которая правила страной более пятидесяти лет. Когда президент Обама в прошлом году приезжал в Японию, полиция вступила в контакт с главами всех токийских отделений якудзы и попросила их хорошо себя вести и проследить, чтобы не возникло никаких проблем.
Для полной ясности, якудза - это преступники, но с рядом самоограничений. Они могут своими методами способствовать снижению уличной преступности (следить, чтобы не воровали, не вытаскивали кошельки, не грабили на улицах). Многие японцы до сих пор или восхищаются ими, или терпимо к ним относятся. На самом деле, как показало полицейское исследование, проведенное префектурой из города Нары, среди населения в возрасте до 40 лет каждый десятый считает, что якудзе надо позволить существовать или принимать ее как «необходимое зло».
Существует неписаное соглашение между полицией и группировками якудзы о том, что для них является приемлемым осуществлением добровольческой деятельности во время кризиса, но при этом они не должны стремиться распространять информацию об этом. До кризиса полиция принимала очень строгие меры в отношении членов якудзы, и любые попытки представить их в героическом свете могут заставить полицию выглядеть глупо. Поэтому они делают свою работу очень тихо. В якудзе понимают в пиаре, свидетельством чего является их внимательный контроль и ограниченное появление в шести журналах для фанатов (трех ежемесячных и трех еженедельных), которые пишут об их «подвигах». Сейчас же они больше заботятся о том, чтобы работа была сделана, а не о том, чтобы что-то с этого получить. Как сказал один из членов якудзы: «Сейчас в Японии нет ни якудз, ни катаги (обычных граждан), ни гайдзинов (иностранцев). Мы все японцы. Мы все должны помогать друг другу».
Немного дополнительной информации: В японских преступных организациях состоят порядка 80 000 членов, полиция называет их «ситейборюокудан», или «установленные насильственные группировки». Членство в них не является незаконным, хотя полиция регулирует их деятельность во многом таким же образом, как Комиссия по ценным бумагам и биржам США регулирует деятельность Goldman Sachs. Их доходы во многом происходят от такой деятельности, как сбор откупных и плата за защиту, услуги в области безопасности, финансовое мошенничество, манипуляции на фондовом рынке, шантаж, проституция, азартные игры, гангстерское ростовщичество. Сами себя они называют «якудза». Слово происходит от проигрышной комбинации в японской национальной азартной игре: 8 («я»), 9 («ку») и 3 («дза»), что вместе дает 20, бесполезную комбинацию. Поэтому быть якудза и значит быть «проигравшим». Это такой очень скромный термин. Сами члены якудза не называют себя «насильственными группировками». Они существуют вполне открыто: у них есть офисы, визитные карточки, журналы для поклонников. Три ведущих группировки - Ямагути-гуми (40 000 членов), Сумиеси-каи (12 000 членов) и Инагава-каи (10 000 членов) все настаивают на том, что они являются эдакими «рыцарскими клубами», по типу клубов деловых людей, клубов бизнесменов, и называют себя «нинке дантай».
Нинке(до), по словам исторических специалистов якудзы, это философия, основными ценностями которой являются гуманность и человеколюбие, справедливость и долг, и эта философия запрещает кому-либо спокойно наблюдать за страданиями других и ничего не делать по этому поводу. От тех, кто верит в «путь», ожидается, что они готовы будут отдать жизнь и пожертвовать собой для помощи тем, кто слаб или в беде. В якудзе часто упрощают это до принципа «помогать слабым и сражаться с сильными», в теории. На практике кинорежиссер Итами Юдзо, на которого нападали члены Ямагути-гуми и Гото-гуми за то, что в своих фильмах он изобразил их очень резкими и жесткими красками, отметил: «На самом деле в реальном мире якудза используют слабых и тех, кто находится в неблагоприятном положении в обществе, и бегут прочь от каждого, кто достаточно силен, чтобы сопротивляться им и их эксплуататорскому вымогательству». И я думаю, он был главным образом прав. Однако иногда, как вот сейчас в Японии, они начинают жить в соответствии со своими изначальными ценностями.
Конечно, большинство членов якудза - это просто наследственные туземные социопаты, которые акивны лишь на словах. Но во времена, подобные нынешним, приветствуется любая помощь, любая рука дающего, и возможно, может быть на несколько недель, и полиция, и якудза могут провозгласить перемирие и работать вместе для спасения жизней и обеспечения безопасности людей Японии. До какой-то степени полиция даже предоставила молчаливую поддержку усилиям якудзы в области оказания помощи. Это дух «нинкиодо». Это также и сущность многих представителей японского народа. И именно поэтому у меня нет никаких сомнений, что Япония переживет этот кризис и выйдет из него еще более сильной, чем была.
Наойя Канеко, покойный босс Сумиеси-каи, однажды сказал: «Во времена кризиса узнаешь меру человеческую». Чтобы понять реальное значение этого, нужно понять, как весьма женоненавистнически настроенная якудза, где доминируют мужчины, определяет «человека». Главным тут является понятие «гири» - слово, которое можно перевести разными способами, но которое лично я предпочитаю интерпретировать как «взаимность, взаимосвязь». Сегодня японский народ и даже якудза очень хорошо соответствуют и приближаются к этому стандарту поведения.
Джейк Эдельстайн был журналистом Yomiuri Shinbun, крупнейшей японской газеты, с 1993 по 2005 год. С 2006 по 2007 он был главным ответственным за проект исследования, проводимый Госдепартаментом США, о торговле людьми и подневольном труде в Японии. Он считается одним из ведущих экспертов по организованной преступности в Японии, работает в качестве автора и консультанта как в Японии, так и в США. Является также пиар-директором вашингтонской организации Polaris Project Japan, которая борется с торговлей людьми и эксплуатацией женщин и детей в сфере проституции.