Событие, которое произошло 27 марта в Японии (путаница со значениями радиоактивных выбросов вокруг АЭС «Фукусима» в заявлениях ее владельца Tepco), является наглядным тому подтверждением. Все разговоры о «радиоактивных веществах», «распаде», «беккерелях» и прочих «зивертах» очень непросты для восприятия и требуют некоторых объяснений относительно природы этих элементов, их физикохимических свойств и прежде всего опасности для человека и окружающей среды.
На всех кипящих ядерных реакторах «Фукусимы» используется урановое топливо (уран-238 обогащается для повышения содержания в нем урана-235, который и используется как основной расщепляющийся материал). Тем не менее, в реакторе №3, то есть одном из двух реакторов, в ядре которых вероятно началось плавление топлива, используются также стержни (32 из 514) со смесью оксидов урана и плутония (так называемое MoX-топливо).
В ходе ядерных реакций образуется значительное количество продуктов деления, большое число различных радионуклидов (около 300), часть из которых обладает крайне малой продолжительностью жизни и практически сразу же превращается в другой химический элемент.
Наиболее заметные среди них – это йод и цезий
В результате в случае выброса в окружающую среду преимущественно попадают инертные газы (неон, ксенон, криптон). И из-за этой самой инертности опасности они не представляют. Они обладают низкой токсичностью, разлетаются в атмосфере и не участвуют в биологических циклах.
Наиболее заметный след оставляют йод и цезий. Всего существует несколько радиоактивных изотопов йода, однако основной из них – это йод-131, очень слабые дозы которого используются для рентгеновского обследования щитовидной железы. Речь идет о крайне радиоактивном химическом элементе, чей период полураспада составляет восемь дней.
В то же время его высокая радиоактивность падает очень быстрыми темпами: в 1000 раз каждые 80 дней. Это летучее вещество, поэтому оно легко распространяется и может оказаться как в воздухе, так и в воде и почве. В человеческом организме оно выводится через мочу и пот. Но может и задержаться (чаще всего это происходит в щитовидной железе).
«В случае значительного, но непродолжительного облучения существует эффективный антидот: стабильный йод не дает йоду-131 задержаться в организме, - объясняет директор по окружающей среде и чрезвычайным ситуациям французского Агентства ядерной безопасности (ASN) Жюльен Колле (Julien Collet). - Однако в долгосрочной перспективе у такой меры предосторожности нет смысла, и значит людям не стоит каждый день принимать таблетки йода, которые во Франции раздаются по решению местных властей».
Цезий-137 – причина появления радиоактивных кабанов
В случае длительного радиоактивного заражения превентивные меры заключаются в контроле за пищевыми цепями. В первую очередь это касается широколистных растений (шпинат, салат) и молока (из-за употребления травы в пищу жвачными животными).
Среди всех радиоактивных изотопов цезия первое место принадлежит цезию-137. Его период полураспада составляет 30 лет, что значительно больше, чем у йода-131. Это крайне токсичное вещество, которое очень часто оседает в растениях и грибах.
Именно поэтому спустя десятилетия после аварии в Чернобыле в Вогезах были обнаружены кабаны (а они, кстати, большие любители полакомиться грибами) с повышенным уровнем радиации в организме. Объясняет это и тот факт, что специалисты Института радиационной защиты и ядерной безопасности (IRSN) выявили следы цезия-137 в траве в горных котловинах массива Меркантур и посоветовали любителям отдыха на природе держаться от нее подальше.
Хотя с точки зрения химии цезий довольно близок к калию (этот элемент является неотъемлемой часть процессов клеточного обмена в нашем организме) способов избавиться от него практически не существует. Цезий может вызвать рак пищеварительной системы, легких или крови (лейкемию). Последний продукт расщепления, стронций-90, обладает еще более значительным периодом полураспада, по своим химическим свойствам близок кальцию в нашем организме и может оказаться в молоке в ходе пищевой цепи.
Попадание изотопов в почву гораздо опаснее, чем в море или атмосферу
Последние радиоактивные элементы, которые могут вызвать проблемы со здоровьем в случае выброса или взрыва, это уран-238 и плутоний-239 (небольшое количество плутония всегда образуется при расщеплении урана). Это тяжелые химические элементы, в результате чего они не обладают летучестью и не переносятся на больше расстояния.
После аварии в Чернобыле они остались на самой АЭС или рядом с ней. В понедельник вечером представители Терсо заявили, что обнаружили плутоний-239 в пяти образцах почвы со станции «Фукусима». Речь идет о канцерогенном веществе, которое обладает такой же химической токсичностью, что и мышьяк. При вдыхании оно может привести к возникновению рака легких.
Уран-238 опасен не только с химической, но и радиационной точки зрения, так как обладает мощным ионизирующим излучением. При вдыхании или попадании в организм с пищей он чаще всего задерживается в почках, печени, легких и костях скелета. «Присутствие MoX-топлива и как следствие оксидов плутония в реакторе №3 никак не влияет на природу и значимость рисков», - повторяет Жюльен Колле (Julien Collet).
И если подавляющее большинство радиоактивных веществ оказывают губительное влияние на здоровье человека, мы все же можем сделать вывод, что распространение радионуклидов в воздухе и море представляет несколько меньшую опасность, нежели заражение почвы.