Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Международное сообщество должно вмешаться – в Японии

© AFP/ TEPCO/ JIJI PRESSПоврежденные реакторы (3, 4) АЭС "Фукусима-1" в Японии, 16 марта 2011 г.
Поврежденные реакторы (3, 4) АЭС Фукусима-1 в Японии, 16 марта 2011 г.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Таким же образом, как международное сообщество вмешалось и выступило единым фронтом, чтобы не дать финансовому кризису отравить всю мировую экономику, или для того, чтобы предотвратить резню в Ливии, теперь оно должно вмешаться в ситуацию в Японии, чтобы не дать радиации отравить планету.

Таким же образом, как международное сообщество вмешалось и выступило единым фронтом, чтобы не дать финансовому кризису отравить всю мировую экономику, или для того, чтобы предотвратить резню в Ливии, теперь оно должно вмешаться в ситуацию в Японии, чтобы не дать радиации отравить планету.

И снова проблема местного значения превращается в глобальный кризис. Ровно как Калифорния была эпицентром ипотечного кризиса, который потряс весь мир, точно так же теперь утечка ядерных радиоактивных материалов на атомной электростанции Фукусима, подвергшейся воздействию землетрясения и цунами, представляет угрозу для многих за границами собственно Японии.

И теперь таким же образом, как международное сообщество вмешалось и выступило единым фронтом, чтобы не дать финансовому кризису отравить всю мировую экономику, оно должно вмешаться в ситуацию в Японии, чтобы не дать радиации отравить планету.

Ситуация очень серьезная. Если бассейны для отработанного ядерного топлива, в которых хранится облученное топливо из реакторов Фукусимы, не выдержат и рухнут в результате какого-нибудь очередного афтершока или перегрева, огромные количества радиоактивных материалов – будь то в жидком или в газообразном состоянии – попадут в море, в воздух или грунт. В случае с защитной оболочкой третьего реактора может произойти выброс значительного количества плутония. Если все это произойдет, часть Японии станет непригодной для жизни, а радиация распространится по всему земному шару по пищевой цепи или будет перенесена ветрами и морскими течениями.

Неверные шаги, ошибки и сокрытие информации Японии

Как и американские финансовые институты, которые породили ипотечный кризис, японский ядерный кризис в значительной мере является результатом пренебрежения благоразумием в угоду соображениям прибыли. При наличии всех необходимых знаний о потенциальной опасности, атомная станция Фукусима все равно была построена в подверженном землетрясениям районе и на побережье, уязвимом для цунами. И что еще хуже, шесть энергоблоков с реакторами были связаны вместе, как и ядовитые ипотечные кредиты, являя собой катастрофическую заразу, в обход всех правил безопасности.

С момента начала катастрофических событий те же самые регулирующие властные органы и руководители предприятия, которые подвергли граждан такой опасности, совершали усугубляющие ситуацию ошибку за ошибкой в попытке спасти свои пострадавшие активы, оставив бассейны с отработанным ядерным топливом на открытом воздухе, без охлаждения, и нанеся непоправимый ущерб тем из них, в которых защитные системы еще не были повреждены.

Смесь гордости и самонадеянности – вкупе со склонностью к тайнам и недостатком прозрачности – привела к тому, что как государственные, так и частные структуры в Японии отказывались от международной помощи, при этом скрывая масштабы катастрофы, как от своего собственного народа, так и от международного сообщества. Смелые, но низкооплачиваемые рабочие были оставлены один на один с очень опасной задачей – выяснить, как охладить реакторы. Задача, способам решения которой их никто не обучал.

Теперь, с целью не признать, что они скрывали правду от внешнего мира, который они поставили под угрозу, те же самые чиновники отказываются от сотрудничества с иностранными экспертами.

Почему не участвует международное сообщество?

С другой стороны, вызывает недоумение тот факт, что «международное сообщество», которое обычно так быстро вмешивается при малейшем нарушении прав человека, в данном случае остается совершенно не у дел, настроено расслабленно и не ощущает угрозы. Когда в случае с ипотечным кризисом вся информация, наконец, вскрылась, скоординированные действия были предприняты в глобальном масштабе. В данном же случае японских официальных лиц просто спрашивают, в соответствии с их собственными правилами этикета, о том, каковы реальные факты. Никто не настаивает на своем, когда они отказываются от внешней помощи, не желая распространять панику и желая спасти свои дорогостоящие инвестиции.

Все это абсурдно. Атомная отрасль в целом, как и глобальные финансовые рынки, возможно, вся целиком может оказаться не спасена, если катастрофический ход событий быстро не взять под контроль. Последние выборы в Германии, которые подразумевали и обсуждение вопроса о дальнейшей политике этой страны в ядерной области, стали лишь предвестником реакции, которая вскоре пойдет по всему миру.

Мир несет ответственность за защиту людей

Поэтому есть срочная необходимость создать глобальный консорциум стран и экспертов, в компетенцию которого будет входить вмешательство для предотвращения ущерба. Наши японские друзья должны принять подобное вмешательство как можно скорее, и не чувствовать себя обиженными или униженными подобной нашей настойчивостью. Доверие и уверенность можно восстановить только, когда реальные факты станут известны после проведения объективного «стресс-теста».

Как только этот консорциум будет создан, международное сообщество должно не колеблясь отправить самолеты, вертолеты, пожарные рукава, роботов, беспилотные самолеты и бетономешалки, чтобы сдержать ход развития катастрофы, пока не наступил полный мелтдаун.

Приводя другую аналогию из сегодняшних новостей, можно сказать, что мир «несет ответственность и обязан вмешиваться», когда суверенное государство не может или не желает защитить свой собственный народ, и когда опасность выплескивается за границы этого государства.

Жак Аттали, президент-основатель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), также является президентом организации PlaNet Finance.