Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Глобальные амбиции китайской армии

От кибервойны до борьбы против пиратов: вооруженные силы страны должны защищать экономические интересы и инвестиции Руководство в Пекине представило Белую книгу: самые современные виды вооружений и независимые системы позиционирования

© AFP PHOTO/Ronaldo SchemidtКитай создает собственную передовую армию
Китай создает собственную передовую армию
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
2,3 миллиона китайских солдат в ближайшее время получат не только больше денег, но и современные, в том числе наступательные виды вооружений третьего поколения. Перед ними будут также поставлены перспективные задачи по обеспечению в различных регионах мира защиты интересов второй по размеру экономики и глобальной торговой державы.

Пекин. 2,3 миллиона китайских солдат в ближайшее время получат не только больше денег, но и современные, в том числе наступательные виды вооружений третьего поколения. Перед ними будут также поставлены перспективные задачи по обеспечению в различных регионах мира защиты интересов второй по размеру экономики и глобальной торговой державы. Прежняя концепция народной войны и народного ополчения, предусматривавшая защиту Китая от агрессии и обеспечение безопасности его территории, внутренних водоемов и территориальных вод, уже не отвечает современным требованиям. Сегодня для ведения цифровых и сетевых боевых действий требуются хорошо подготовленные наземные войска, современные военно-воздушные и военно-морские силы, собственные спутники и системы позиционирования, и все это необходимо для того, чтобы «защитить морские права и интересы Китая, а также интересы его безопасности в космосе, в электромагнитном пространстве и в киберпространстве». Все это предусмотрено расширенным определением обороны страны, которое содержится в китайской Белой книге. В соответствии с этим определяются также задачи вооруженных сил не только при катастрофах, но также и в политической сфере. Вооруженные силы Китая должны служить оплотом в борьбе против подрывной деятельности, саботажа и терроризма, защищать «социальную гармонию и стабильность» и вести борьбу против «независимости» Тайваня и Тибета, а также против сепаратистов, выступающих за создание «Восточного Туркестана».

Седьмой выпуск выходящей раз в два года Белой книги появился в четверг, спустя две недели после одобрения Всекитайским собранием народных представителей увеличения военного бюджета на 12,7% и доведения его до 601 миллиарда юаней (примерно 66 миллиардов евро). По абсолютным цифрам этот второй в мире военный бюджет опережает на 4,7% запланированный на 2011 экономический рост Китая, который должен составить 8%. Тем не менее Белая книга называет «разумным и уместным» это увеличение расходов, на которое азиатские соседи Китая реагируют увеличением собственных военных бюджетов. Треть этой суммы будет потрачена на содержание персонала, другая треть на обучение и еще одна треть на закупку вооружений. Расходы на третью область, в которую входят системы высокотехнологичного оружия, будут увеличиваться «несколько более быстрыми темпами». Китай также предусматривает расходы на поддержание глобальных миссий ООН и борьбу против пиратов. Китайские военно-морские силы принимали активное участие в борьбе с пиратами у берегов Сомали, и таким образом эта страна получила международный опыт проведения операций в мировом океане. С декабря 2010 года китайские военно-морские соединения, состоявшие из 18 кораблей, семь раз направлялись в этот регион и обеспечили эскортирование в общей сложности 3139 торговых судов.

Арабские революции позволяют обратить внимание на глобальную активность Китая, а также на его широко представленные и подлежащие защите интересы в области обеспечения энергоресурсами и сырьевыми товарами, а также строительства индустриальных объектов, портовых сооружений и транспортной инфраструктуры. Пекин был вынужден эвакуировать из Туниса и Египта несколько тысяч своих граждан. Китай также организовал самый крупный в своей истории воздушный и морской мост с Ливией, в котором впервые некоторую роль играли также военно-морские силы страны. В результате из Ливии было вывезено 35 800 человек, и это были преимущественно китайцы, работавшие в Ливии по контракту. Китай был вынужден списать в Ливии инвестиции и заказы на суммы свыше 20 миллиардов долларов.

По данным организации Heritage Foundation, на конец 2010 года объем китайского промышленного и финансового участия в арабском мире составлял около 37 миллиардов долларов, в Африке – 43 миллиарда, в Западной Азии (включая Иран) - 45 миллиардов, в Восточной Азии – 36, в тихоокеанском регионе – 61 и в Европе – 34 миллиарда долларов. Защита этих инвестиций и торговых путей в кризисной ситуации – это также задача, входящая в сферу обороны страны.

В отличие от предыдущих изданий, в своей новой Белой книге Китай рисует мрачную картину современной ситуации в области безопасности. В ней говорится об «интенсивной международной военной конкуренции», которая распространяется также на такие стратегические области как космос, киберпространство и полярные регионы. Хотя в целом ситуация в азиатско-тихоокеанском регионе является стабильной, «вопросы безопасности становятся все более запутанными и переменчивыми». Что касается «региональных очагов напряженности, то перспектива разрешения этих конфликтов пока не просматривается» - от Северной Кореи до Афганистана. «Террористические, сепаратистские и экстремистские действия становятся все более масштабными». В Белой книге открыто говорится о проблемах в отношениях с Соединенными Штатами, которые в азиатско-тихоокеанском регионе «усиливают свои региональные и военные альянсы и вмешиваются в региональные вопросы безопасности».

Поэтому Китай наращивает свои вооружения. «Новые типы подводных лодок, фрегатов, самолетов и больших кораблей поддержки уже приняты на вооружение». Официальный представитель Министерства обороны на пресс-конференции по поводу презентации Белой книги подтвердил, что вооруженные силы разрабатывают оружие третьего поколения. По его словам, стратегия Китая является оборонительной, однако о вооружениях этого сказать нельзя. Не существует «чисто оборонительного оружия», - подчеркнул официальный представитель Министерства обороны. В Белой книге представлены некоторые данные - в том числе о том, что, к примеру, военно-морские силы страны разделены на три независимо действующих флота на севере, на востоке и на юге, а военно-воздушные силы включают в себя семь соединений в военных округах Шеньян, Пекин, Ланьчжоу, Цзынань, Нанкин, Гуандун  и Чэнду. Тем не менее в целом этот документ не очень прозрачен в отношении целей растущих все более быстрыми темпами расходов на вооружения. Официальный представитель Министерства обороны уклонился от ответа на вопрос о том, строит ли Китай авианосец и каким образом вооружения данного типа вписываются в оборонительную концепцию Китая. В разделе Белой книги, посвященном военно-морским силам, говорится о «новых методах логистической поддержки длительных морских операций», а также упоминаются «логистические надводные платформы», что явно по описанию напоминает авианосец.

В Белой книге также ничего конкретно не говорится о представленном в январе прототипе малозаметного бомбардировщика J-20. Китай как ядерная держава не испытывает необходимости предпринимать какие-либо действие в ответ на инициативы в области сокращения атомного оружия, о которых договариваются США и Россия. Эти страны, обладающие крупнейшими ядерными арсеналами, «несут особую ответственность за то, чтобы и дальше продолжать радикальные сокращения своих арсеналов. Этот процесс должен быть открытым для контроля, необратимым и обязывающим в правовом отношении для того, чтобы создать условия для полного уничтожения атомного оружия», - подчеркивается в документе.

Хотя Китай в новой Белой книге не скрывает военных мускулов, он, тем не менее, пытается успокоить своих соседей и внешний мир при помощи некоторых принципиальных объяснений. Впервые отдельная глава посвящена «реализации военных мер доверия». Дальнейший подъем Китая «не приведет к тому, что Пекин сейчас или в будущем будет делать ставку на политику военной экспансии – независимо от того, насколько быстрыми темпами развивается его экономика». Эти заверения, судя по всему, представляют собой попытку развеять опасения международного сообщества относительно того, что следующим шагом Пекина может стать «передовая оборона», которая бы обеспечивала безопасность военных баз за пределами территории Китая.