Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страх Кремля перед Китаем определяет его внешнюю политику

© коллаж ИноСМИЗапутанный треугольник Россия-Китай-США
Запутанный треугольник Россия-Китай-США
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия очень озабочена Китаем, но скорее из страха перед гипотетическими возможностями Китаями, нежели в связи с реальными угрозами.

Россия очень озабочена Китаем, но скорее из страха перед гипотетическими возможностями Китаями, нежели в связи с реальными угрозами.

Россия воспринимает Китай как крайне непредсказуемое государство и испытывает беспокойство по поводу технологического доминирования Пекина, его растущей военной мощи и демографической и экономической экспансии в Сибирь, которая является малонаселенной и одновременно богатой природными ресурсами.

Между тем, кремлевская угроза применения военной силы на Дальнем Востоке, хоть и направлена, как подразумевается, на защиту Курильских островов от слабой Японии, на самом деле является тонким сигналом Москвы Пекину.

Реальной угрозой для России являются возможности Китая. Способность Пекина расширить свой ядерный арсенал вызывает беспокойство, потому что в случае паритетного уровня российская стратегия ядерного сдерживания теряет силу в отношении большего потенциала Китая в плане нанесения контрудара. Тем самым, страх, который является доминирующим фактором политики Кремля по поддержанию состояния ядерного превосходства над Китаем, препятствует глобальным усилиям по уменьшению российского ядерного арсенала – в частности, ее тактического оружия.

Призывы Москвы привлечь в систему контроля над вооружениями другие ядерные государства косвенно объясняются опасениями Китая. Но Россия не полностью понимает, как привлечь к этому процессу Китай, и ей нужна помощь Соединенных Штатов в давлении на Пекин, чтобы тот начал участвовать в переговорах, а также для политического прикрытия на случай, если переговоры провалятся. Но участие Китая в переговорах по контролю над вооружениями пока неосуществимо, учитывая неравенство в размерах и типах вооружений каждой из стран.  

Российская спешка в попытке установить твердую позицию в отношении роста Китая также вызвана ее безуспешными попытками утвердиться во многих европейских вопросах безопасности, а именно в тех, что связаны с НАТО и американской системой противоракетной обороны. Москва усвоила урок и хочет гарантировать, что ее голос будет играть роль хотя бы в области азиатской безопасности.

Разделяемая озабоченность по поводу Китая дает России и Соединенным Штатам возможность углубить свои отношения посредством стратегии, направленной на вовлечение в процессы и сдерживание Китая. Чтобы смягчить и в какой-то степени развеять их опасения, среди прочих инициатив, потребуется также давление на Китай - с тем, чтобы тот стал более прозрачным в отношении своего военного сектора, в конце концов оказался вовлечен в процессы контроля над вооружениями. Также потребуется демонстрация того, что американская и российская системы противоракетной обороны не подрывают стратегическое вооружение Китая.

Подобной стратегии, однако же, в настоящее время, несмотря на всю ее желательность, не существует. Историческое недоверие между Москвой и Вашингтоном, как и боязнь Кремля спровоцировать Китай, были определяющими факторами для их диалога в последнее десять лет или около того. Но место России и Соединенных Штатов на глобальной арене будет в значительной степени зависеть от их способности найти правильный баланс между друг другом и Китаем.

Алехандро Суэльдо (Alejandro Sueldo) – ученый из проекта по ядерным вопросам Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic & International Studies) и автор работы «Задействование и контекстуализация российской ядерной политики» (Engaging and Contextualizing Russian Nuclear Policy).