Примерно два года назад уже стало ясно, что Китай овладевает мировой добычей редкоземельных элементов, то есть большой группы элементов, необходимых для производства любой сложной техники. Например, в американских вертолетах Stealth, которые перевозили экипаж, отправленный ликвидировать бин Ладена, полно приборов, где используется около 10 таких элементов. Чтобы вертолеты летали бесшумно, используются специальные генераторы звука с магнитами из кобальта и самария, которые подавляют звук и помогают создать впечатление, что вертолеты удаляются, когда они на самом деле приближаются.
Китай сначала сосредоточил в своих руках 97% мировой добычи редкоземельных элементов. Потом он начал сокращать экспорт примерно на треть, так что стоимость этих элементов возросла на десятки и сотни процентов. Об этих шагах Китай сообщал заранее. Японцев, которые экспортируют в основном электронику, охватила паника. В рамках сырьевой политики, то есть чего-то, что нам пока практически не известно, премьер Японии уехал во Вьетнам, где для своей страны он договорился о сотрудничестве в разработке местных богатых месторождений полезных ископаемых. Но эти месторождения смогли бы давать редкоземельные элементы еще только где-то через восемь лет.
Китай оказался под давлением со стороны мирового сообщества, которое требовало повысить экспорт. К всеобщему удивлению, Китай так и сделал. Но аналитики предупреждали, что, скорее всего, это хорошо продуманная игра. Китайцы сначала добились положения мирового монополиста и потом, ссылаясь на недостаток, начали диктовать мировые цены. Другие производители быстро опомнились и начали работать над открытием собственных месторождений. И тогда Китай опять выступил, успокоил рынки (но не снизил цены) и пообещал увеличить экспорт. Но в итоге инвестиции других стран в собственную добычу редкоземельных элементов стали негарантированными, и, скорее всего, они будут прекращены.
Один из экспертов в отрасли прокомментировал все это так: «Они играют с нами, как кошка с мышкой, и самое плохое, что пока они всегда как минимум на один шаг впереди нас!» Во время холодной войны на сырьевую политику существенно влияли стратегические критерии и факторы безопасности. После падения коммунизма мы поддались иллюзии, что рынок сам все даст. Однако в последние годы возвращается централизованное стратегическое планирование, в том числе и в развитых странах, таких, как Япония или США.