Пока лишь некоторые соседи Китая (Вьетнам, Индия и Южная Корея) нервничают по поводу реформ в Народно-освободительной армии Китая, но они все озабочены увеличивающимися размерами и напористостью китайского Военно-морского флота. Хотя персонал флота – это лишь 11% от всех служащих китайской армии, именно с ним чаще всего приходится иметь дело иностранцам. Такое развитие флота Китая, до последнего десятилетия редко покидавшего прибрежные воды, – недавняя тенденция. Но теперь китайские корабли нередко объявляются вблизи берегов соседей и заходят в иностранные порты. И это не просто демонстрация военной мощи, чтобы напомнить о своем существовании, это в основном попытки утвердить свой контроль над жизненно важными для Китая торговыми маршрутами, а также прилегающими нефте- и газоместорождениями. Как только затрагивается вопрос власти и денег, Китай ясно дает понять, что он готов отстаивать свои права с помощью военной силы. Китайцы настаивают, что их растущая военная мощь, направлена строго на оборону. Но встревоженные соседи видят в этом попытку Китая поддержать свои притязания на территорию и ресурсы соседей.
Количество выступлений протеста в Китае против коррупции или политики правительства увеличилось за последние два десятилетия с 8000 акций до более, чем 150 000 в год. Агрессивный ответ на эти выступления аукается неприятными последствиями, поскольку благодаря интернету и мобильным телефонам информация, в том числе и визуальная, о жестокости полиции распространяется быстро. В результате, полиция в настоящее время ведет себя более сдержанно, а правительство с большим желанием отвечает на жалобы со стороны простого народа. Все чаще полиции не остается никакого другого выбора, потому что в таких случаях собирается большая толпа, которая начинает вести себя более агрессивно, и полиция не может с ней справиться. Наиболее частые причины таких выступлений отъем земли, неправомерные действия полиции (например, убийство задержанного в тюрьме) и различные формы коррупции среди чиновников. Ответ правительственных органов бывает разнородным в основном потому, что решение, как справиться с выступлениями, как правило, принимаются на местах. Центральное правительство может вмешаться, но делает это редко. У него не хватает ресурсов, чтобы управлять всей страной. Центральные власти Китая всегда зависели от сильного местного самоуправления, например, на уровне провинций. Но именно здесь коррупция имеет свои самые ужасающие проявления. Все больше провинциальных чиновников уголовно преследуется за коррупцию, но их много, и они, как правило, помогают друг другу. По сути, Китай находится в состоянии войны с самим собой из-за коррупции и плохого управления, причем он проигрывает.
За последние пять лет число выпускников высших учебных заведений увеличилось с 3,4 до 6,3 миллионов. Вооруженным силам все больше требуется этих выпускников, и они выделяют больше ресурсов для вербовки тех, кто недавно окончил вуз. Такой подход срабатывает по одной простой причине, потому что экономика не может предоставить рабочие места огромному числу выпускников. А военная служба предоставляет эту возможность, как и романтику приключений. Если недавний выпускник не находит работы, то он может провести несколько лет в армии, и потом, получив повышение, найти неплохое место на гражданке. Военные особенно стремятся заполучить выпускников с техническими навыками.
Китай пожаловался Таиланду на безопасность границы с Мьянмой. В эти выходные два китайских речных судна с грузом были захвачены, а 13 китайских членов экипажа убиты. В этом подозревают бирманских наркоторговцев, которые уже давно проявляют активность на этом участке реки Меконг. Китай пытается решить проблему наркотиков в этом регионе ( «Золотой треугольник») с 18-го века.