Кажется, что Китай увереннонаращивает попытки построить и владеть активами в России, выводя экономические отношения за пределы двусторонней торговли.
Если все будет хорошо складываться, данная тенденция сможет увеличить китайские инвестиции в страну и подорвать давно сложившийся стереотип, что торговые связи между соседями не соответствуют геополитическому товариществу.
На прошлой неделе Китай во время визита премьер-министра Владимира Путина объявил о своем крупнейшем на данный момент инвестиционном плане, согласившись вложить один миллиард долларов в совместный инвестиционный фонд, который будет вкладывать большую часть капитала в Россию.
Это примерно равно всем китайским прямым инвестициям в Россию со времен распада Советского Союза.
Лоу Цзивэй (Lou Jiwei), глава Китайской инвестиционной корпорации (CIC), заявил, что его фонд будет работать с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), так как государственная организация в качестве партнера предоставляет больше гарантий.
В мае Лоу заявил, что российский инвестиционный климат не является благоприятным по сравнению с другими странами, что, возможно, являлось причиной скромной инвестиционной деятельности со стороны китайских инвесторов.
Но некоторые недавние проекты, независимо от поддержки российского правительства, показывают растущее желание китайских компаний держать российские активы.
Китайская корпорация Huadian вкладывает 323 миллиона долларов в строительство электростанции в Ярославле, которое началось в сентябре. Корпорация владеет 51% акций совместного предприятия, а российская компания «ТГК-2» отвечает за строительство и обеспечение работы станции.
Это является первым проектом с момента основания Российско-китайского делового совета в октябре 2004 года, в котором китайская компания будет владеть активом вместе с членом совета «Синтез-групп», которая владеет «ТГК-2», заявил представитель совета Владимир Ростунов.
Китайские инвестиции в производство в России лучше всего подходят интересам Москвы, заявил Дмитрий Абзалов, аналитик мировой торговли в Центре политической конъюнктуры. «Россия заинтересована в расширении своей производственной базы», - отметил он.
Ранее в этом году Китай подписал соглашение по другому проекту, согласно которому он будет частично владеть российскими активами: планируется строительство нескольких электростанций в Сибири совместно с частной российской компанией «Евросибэнерго». Усилия по обеспечению электричеством и в России, и в Китае требуют сотен миллионов долларов.
Китай также инвестирует в отрасли, способные укрепить его торговые отношения с Россией, которые, как ожидается, в этом году достигнут по крайней мере 70 миллиардов долларов. В ходе уже подписанного соглашения китайская компания Chengtong Holdings Group стала владельцем развивающегося бизнес-парка «Гринвуд», который находится к северо-западу от Москвы, что стало крупнейшим китайским на данный инвестиционным проектом в России. Китайский законодатель Ву Бангуо (Wu Bangguo) посетил Москву в сентябре для того, чтобы провести церемонию открытия парка после того, как Chengtong Holdings Group потратила 350 миллионов долларов за год, чтобы выкупить и довести до завершения проект, который теперь стал огромной выставкой китайской продукции.
Данные изменения в бизнес-политике Китая по отношению к России являются особенно показательными, учитывая нехватку попыток закрепиться на российской земле в течение долгих лет после дружественного договора 2001 года и последовавшего за ним уточнения границ в 2005 году, обещавших направить отношения на новые высоты.
С тех пор самыми известными попытками закрепиться в России стала покупку китайцами части в средней по размерам компании «Удмуртнефть», строительство жилого и офисного комплекса «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге и план по строительству офисного центра в Москве, который был заморожен в связи с разногласиями с предыдущими властями города.
Согласно данным Росстата, общая сумма китайских инвестиций в Россию с момента распада СССР на конец марта составила 1,1 миллиарда долларов.
Общая сумма прямых мировых инвестиций в Россию превышает 100 миллиардов долларов, заявил в понедельник премьер-министр Владимир Путин. Одна только американская корпорация Kraft Foods, начиная с 1994 года, инвестировала 800 миллионов долларов.
Сергей Санакоев, глава Российско-китайского центра торгово- экономического сотрудничества, считает, что медленный рост объема китайских инвестиций частично связан с экономическим кризисом 2008-2009 годов.
Промедления также связаны с царящим в Китае ощущением, что в России с подозрением относятся к инвестициям из этой страны, считает он.
«Существует много мифов о том, например, что существуют запретные зоны, в которые китайцам запрещен вход», - отметил Санакоев. «Китайское руководство также верит этому, и только встречи на высшем уровне могут это преломить».
Теперь, когда страны избавились от большей части недопонимания с помощью правительственных комиссий и межминистерских соглашений, а Россия предложила множество проектов для сотрудничества, условия для усиления потока китайских денег созданы, считает эксперт.
Китай, обладая столь обширным инвестиционным капиталом, желает вложить деньги за пределами страны для того, чтобы избежать перегрева собственной экономики, а также ищет новые рынки для своей продукции и старается обеспечить поставки природных ресурсов, согласились Санакоев и Абзалов.
Китайские поиски запасов энергоресурсов в Венесуэле, Ливии и Судане в последнее время оказались в непростой ситуации, считает Абзалов, учитывая болеющего президента Уго Чавеса, новое прозападное временное правительство в Ливии и разделение Судана. Подобные события могут способствовать более внимательному отношению к России, считает он.
На прошлой неделе Путин отметил, что Китай может начать разработку месторождений природного газа на Дальнем Востоке, около острова Сахалин и в районе Магадана. Китай также выразил интерес к добыче угля в Сибири и на Дальнем Востоке.
Другой китайской инвестицией, которая может стать реальностью, может оказаться соглашение, подписанное в июле, о создании совместного предприятия по производству машин и небольших грузовиков недалеко от Ульяновска.
Недавно министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что предприниматели обеих стран рассматривают вариант объединения усилий по производству в России кроличьего мяса, импорт которого из Китая сейчас растет.