Смерть наступила от физического переутомления, сообщило официальное информационное агентство Пхеньяна. Однако Ким Чен Ир уже давно сам утомил международную арену. В последнее время он привлекал к себе внимание только тем, что нелепо потрясал ядерным оружием и угрожал уничтожить одну из главных экономических держав мира – Южную Корею, чудесную противоположность его мрачной и застойной Северной Кореи.
От того, как он умер на самом деле – от естественных причин, или в результате вмешательства военных либо каких-то других заговорщиков, — будет во многом зависеть то, каким будет режим после его смерти. Из соображений легитимности, что бы это ни значило в случае Северной Кореи, новое правительство возглавит сын покойного лидера Ким Чен Ын (Kim Jong Un), роль которого в качестве наследника определилась в конце 2010 года в ходе туманных и сложных ритуалов. Сейчас опасность заключается в том, что новый лидер, которому нет и тридцати лет, возможно, будет вынужден показать зубы и продемонстрировать свое хладнокровие, чтобы доказать, что он уже взрослый и способен править. Вопрос о том, в чем это может проявиться, сейчас служит поводом для ночных кошмаров в Сеуле, Токио, Пекине, Москве и Вашингтоне.
Голод и экономический коллапс уже давно угрожают подточить тоталитарную стальную основу династии Кимов. Это в свою очередь может поставить под угрозу Сеул и динамично развивающуюся промышленность Южной Кореи. Север использует юг как заложника— столица Южной Кореи расположена буквально в двух шагах от демилитаризованной зоны, — а сменяющие друг друга правительства в Сеуле традиционно руководствуются как памятью о кровных узах, так и привычкой упорно отрицать, что Пхеньян может однажды действительно нанести удар по процветающим городам Юга. Ближайшие недели и месяцы наверняка будут стоить Южной Корее немало нервов.
Пекину также предстоит понервничать. У Китайской Народной Республики и без этого достаточно проблем с ее плановой экономикой на фоне мировых экономических неурядиц. Между тем, если Северная Корея взорвется, в случае агрессии, вспышки насилия, политического коллапса или гуманитарной катастрофы, Пекину, вероятно, придется вмешиваться, а Китай всерьез не предпринимал успешных попыток подобного вмешательства уже не одно десятилетие. Если власть Пхеньяна рухнет, при худшем сценарии китайской армии, возможно, придется войти в страну и установить над ней контроль. Заметим, что у Китая уже есть многочисленное корейское население в провинциях Маньчжурии. Подобное развитие событий приведет к обострению некоторых скрытых проблем — включая проблему отношений с Южной Кореей, которые и так изрядно испортил на прошлой неделе инцидент с китайскими рыбаками.
Япония постоянно опасается отклонившихся от курса ракет с северокорейской территории. Кроме того ей, с учетом ее финансового застоя, сейчас особенно важна экономическая стабильность в регионе. Россия также стремится сохранить мир на Дальнем Востоке, так как именно там находятся некоторые из ее крупнейших шельфовых месторождений нефти – в том числе то, на котором на прошлых выходных произошла серьезная авария. Морская добыча нефти приобретает сейчас для России особую важность, так как российские месторождения на суше постепенно иссякают.
США, уже полвека служащим арбитром и гарантом стабильности в Азии, необходимо противостоять потенциальному кризису, несмотря на то, что администрация Обамы стремится не ввязываться в чужие ссоры. Сколько бы хлопот ни доставлял миру Ким Чен Ир, о нем можно было сказать одно - в отличие от своего отца он не стал развязывать новую чудовищную войну. Но кто может предсказать, не последует ли Ким Чен Ын примеру своего деда?