Мировая экономика отступила от опасной черты, и признаки стабилизации появляются в еврозоне и Соединенных Штатах, но высокий уровень долгов в развитых рынках и растущие цены на нефть являются в перспективе основными рисками, заявила в воскресенье глава МВФ.
«Мировая экономика, возможно, вступила на путь выздоровления, но у нас мало пространства для маневра и нет места для политических ошибок», - заявила в своей речи в Пекине директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.
Она сказала: признаки стабилизации говорят о том, что действия, предпринятые в начале мирового финансового кризиса, начали приносить плоды, экономические показатели США немного улучшились, а Европа сделала важный шаг вперед в преодолении кризиса, имея в виду последние усилия в отношении Греции.
«В результате этих совместных действий мировая экономика отступила от опасного края, и у нас есть основания испытывать больший оптимизм. Тем не менее, оптимизм не должен убаюкивать нас и создавать ложное чувство безопасности. Все еще существуют серьезные экономические и финансовые трудности, которым мы должны противостоять», - сказала Лагард.
Глава МВФ заявила, что обремененность слабых финансовых систем высоким уровнем общественных и частных долгов продолжает оставаться для развитых экономик в качестве первого из трех важнейших рисков и что общественный сектор в еврозоне и банковское кредитование финансовых нужд в 2012 году составили около 23% ВВП.
«Второе - растущая цена на нефть становится угрозой мировому росту. И в третьих, существует растущий риск того, что активность в развивающихся экономиках замедлится в среднесрочной перспективе», - сказала она.
Лагард также заявила, что следует заняться проблемой безработицы среди молодежи, а также, что все страны должны упорно работать над выработкой своей политики на случай того, если прогресс, достигнутый в стабилизации мировой экономики, в будущем обеспечит лучшие перспективы.
Она сказала, что развитые экономики должны продолжить макроэкономическую поддержку и сбалансированную фискальную политику наряду с реформами финансового сектора, структурными и институциональными реформами для восполнения нанесенного кризисом ущерба и повышения конкурентоспособности.
Тем временем развивающиеся рыночные экономики нуждаются в уточнении макроэкономической политики, чтобы не допустить отставания от развитых экономик, а также для удержания под контролем давления от ее перегрева.
Рассматривает соответствие юаня статусу Китая
Комментарии Лагард по поводу использования юаня в качестве резервной валюты прозвучали прямым подтверждением официального лица МВФ амбиций Китая в отношении его валюты.
«Необходима дорожная карта с более устойчивым и более гибким обменным курсом, более эффективная ликвидность и валютный менеджмент с более высоким качеством наблюдения и регулирования, с более развитым финансовым рынком, с гибкими депозитными и кредитными ставками и, наконец, с открытием счетов движения капитала», - заявила она на встрече с ведущими китайскими политиками и лидерами мирового бизнеса.
«Если все это реализуется, нет причин, по которым ренминби не смог бы получить статус резервной валюты, занимающей позицию, соответствующую экономическому статусу Китая».
Ренминби – это еще одно название юаня.
Китай использует систему закрытого учета движения капитала, и строго контролирует свою валюту юань, хотя Пекин заявил, что хочет усилить роль юаня в международной торговле и в этих целях предпринял в последние годы ряд реформ.
Лагард сказала, что Китай продемонстрировал свое лидерство и искусную политику, когда разразился мировой финансовый кризис, который мог иметь худшие последствия, но благодаря целустремленности он добился роста и стабильности.
Китай предоставил в конце 2008 года для своей экономики огромный стимулирующий пакет в 4 триллиона юаней (635 миллиардов долларов), когда по миру прокатилась волна финансового кризиса и замерла мировая торговля, от которой зависит рост и занятость солидного сектора ее производства.
Далее Лагард высоко оценила китайское лидерство и влияние в глобальных институтах, таких как МВФ и Большая двадцатка – группе крупнейших двадцати экономик мира.
«Китай способствовал тому, что мировая экономическая система оказалась менее подвержена влиянию кризиса», - заявила она, добавив, что слабость глобальной перспективы усиливает важность стабилизирующей роли Китая в мировой политической дискуссии и ускоряет реформы его собственной экономики.
Лагард заявила, что видит три приоритета для Китая. Первый – поддержка роста. Второй – переключение драйверов его экономического роста с инвестиций и экспорта на внутреннее потребление. Третий – более равномерное распределение доходов.
Глава МВФ сказала: решающее значение играет то, чтобы ведущие мировые экономики вместе работали над одной и той же целью.
«Мы все взаимосвязаны и подвержены влиянию политических действий друг друга. Нам нужно вместе работать на успех. Если мы будем действовать сообща, то целое станет больше, чем сумма частей», - сказала Лагард.