Южнокорейский президент Ли Мен Бак дерзко высадился на островах Такэсима — исконно японской земле, незаконно оккупированной Республикой Корея. Визит главы государства на спорные территории можно назвать грубостью, свидетельствующей об игнорировании мнения партнера. Доверию, которое долго выстраивалось в японо-южнокорейских отношениях, нанесен ущерб, и сложно будет избежать охлаждения.
Ли Мен Бак с момента вступления в должность уделял большое внимание «зрелым японо-южнокорейским связям». Они были деловыми и в высокой степени ориентированными на будущее, и в Сеуле с энтузиазмом подходили к усилению взаимодействия с Токио.
Однако, в декабре прошлого года в ходе японо-южнокорейской встречи на высшем уровне вновь был поднят вопрос о «женщинах для утешения» (девушках из стран, оккупированных Японией в ходе Второй мировой войны и мобилизованных для сексуальных услуг японских солдатам; в Китае и Южной Кореи их считают принужденными к сексуальному рабству и требуют в этой связи от Токио извинений и выплаты компенсаций — прим. перев.), что свело на нет эти высокие достижения.
На этот раз еще сложнее удержаться от разочарования, вызванного опрометчивостью южнокорейского президента.
Читайте также: Япония отражает выпады медведя и дракона
Территориальные проблемы имеют прямое отношение к государственному суверенитету. Здесь нет места небрежности.
Министр иностранных дел Японии Коитиро Гэмба вызвал посла Южной Кореи, чтобы выразить решительный протест, отозвал японского посла в Сеуле Масатоси Муто для консультаций, а также выразил готовность подать иск в Международный Суд ООН. Все это является само собой разумеющимися дипломатическими шагами.
Премьер-министр Ёсихико Нода также выразил недовольство, назвав [шаг Ли Мен Бака] «совершенно неприемлемым», и озвучил намерение «решительно реагировать». Вопрос в том, насколько эффективной может быть такая реакция.
Такэсима, называемые в Южной Корее «Токто», для корейцев являются символом независимости и патриотизма. Однако все предыдущие президенты этой страны, включая отличавшегося антияпонской риторикой Но Му Хёна, воздерживались от посещения островов. Это объяснялось их попыткой избежать ухудшения отношений с Японией.
Ли Мен Бак переступил эту линию. Похоже, в конце своего президентского срока, на фоне стремительно падающей поддержки из-за череды арестов и отставок по подозрению в финансовых преступлениях, в том числе - его родного брата и ближайших сподвижников, он решил разыграть «антияпонскую карту», чтобы восстановить популярность.
Также по теме: Южная Корея - хорошая, а Северная - плохая? Не самый полезный взгляд
В декабре состоятся президентские выборы. Усиление антияпонских настроений в лагере оппозиции, возможно, также вынудило правящую партию спровоцировать соответствующую реакцию.
Вместе с тем, косвенная причина, которая привела к этому инциденту, есть и с японской стороны. А именно - очевидная внешнеполитическая мягкотелость администрации Демократической партии Японии в отношении России по вопросу Северных территорий (японское название российских Южных Курил — прим. пер.).
Два года назад Япония позволила тогдашнему российскому президенту Д.А.Медведеву посетить остров Кунашир. В июле этого года правительство не смогло предотвратить повторный визит Д.А.Медведева.
Хотя в Токио тогда заявляли о том, что «примут надлежащие ответные меры», последующие действия не привели к сдерживанию России. Поэтому нет ничего удивительного, что и Южная Корея решила воспользоваться слабостью Японии, особенно учитывая то, что и в отношениях с США и Китаем Токио продолжает сдавать позиции.
Вызывают озабоченность военные учения, которые проводит в последние годы Южная Корея в районе островов Такэсима. Нам следует внимательно отслеживать, приведут ли эти действия к милитаризации архипелага, и при этом решительно призвать Сеул к сдержанности.