Можно сказать, что китайское правительство Си Цзиньпина, стремящееся к осуществлению своей мечты о «морской державе», на фоне усиления своей военно-морской мощи четко обозначило намерение наращивать свое влияние и в Индийском океане.
Управление портом Гвадал в западной части Пакистана, государства, которое было создано при поддержке Китая, перешло из рук сингапурской корпорации в руки китайского государственного предприятия.
Порт Гвадал, выходящий в Аравийское море в северо-западной части Индийского океана, является стратегически важным пунктом, близко расположенным к Ормузскому проливу, по которому проходят поставки нефти из стран Ближнего Востока в Азию.
С одной стороны, Китай пытается расширить подконтрольные ему водные пространства в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях с целью добычи природных ресурсов, с другой - стремится обеспечить свои морские интересы в виде Северного морского пути, а также морских путей на Ближний Восток и в Африку.
Читайте также: Клин между Америкой и Китаем
Китайское правительство заявляет, что приобретение права на управление портом является частью экономического сотрудничества. Но при этом порт переходит государственной компании, которая играет существенную роль в стратегической политике Китая. Специалистов не оставляет ощущение, что в будущем он будет превращен в военную базу.
Начиная с Гвадала, Китай поддерживал оборудование портов и гаваней по всему побережью Индийского океана в таких странах, как Бангладеш и Шри-Ланка. Если соединить все порты единой линией, то можно увидеть некое подобие ожерелья на шее у Индии.
США отмечает эти действия Китая по расширению военно-морских сил как стратегию «жемчужного ожерелья».
Разумеется, Индия тоже бдительно отнеслась к переходу порта Гвадал под управление Китая.
Проблема в том, что морская экспансия Китая стала новой причиной для накала военно-морского соперничества в регионе.
В последнее время Индия перешла к серьезным действиям в своем противостоянии военному расширению Китая, к примеру, к разработке баллистических ракет для запуска с подводной лодки, которые бы могли быть оснащены ядерными боеголовками, принятию на вооружение истребителей иностранного производства. Существует также и опасность, что такие шаги повлекут за собой ответное вооружение Пакистана, который продолжает пограничный спор с Индией.
Также по теме: Чего на самом деле боятся китайцы
В Восточно-Китайском море также произошел инцидент с применением боевого радара китайским военным кораблем против судна японских сил самообороны. Бросается в глаза высокое напряжение в поведение военно-морских сил Китая.
Для противостояния действиям Китая, вносящего нестабильность в регион, Японии необходимо объединиться с США и Индией.
В конце января Япония и Индия впервые начали диалог о морских территориях, и было подтверждено согласие в следующем: «Морские пространства являются важнейшим общим достоянием для международного общества, поэтому на них необходимо поддерживать свободу, основываясь на международном праве». Следует углублять разностороннее сотрудничество по таким вопросам как кораблестроение и оснащение портов.
Стабильность в Индийском океане важна и для экономического развития Японии.