4 декабря треть населения Мальдив осталась без питьевой воды из-за пожара на опреснительной станции. Именно Китай протянул руку помощи островному государству. В последние годы Пекин укрепляет отношения с Мальдивами в целях создания нескольких военных баз в Индийском океане. Правительство КНР по просьбе властей Мальдив предоставило государству не только питьевую воду, но и финансовую помощь. 6 декабря Китай отправил на острова два транспортных самолета с 20 тоннами питьевой воды на борту для спасения 150 тысяч граждан Мальдив.
Кроме того, китайская военная эскадра, находящаяся в Индийском океане, направила в порт Мале военный корабль с целью борьбы с пиратством. Корабль, груженый 960 тоннами питьевой воды и опреснительным оборудованием, прибыл на Мальдивы 8 декабря. Более того, в настоящее время ведутся переговоры с соседними странами с тем, чтобы в чрезвычайных ситуациях на острова могли выдвигаться китайские военные самолеты.
Снижение американского военного влияния
По идее, военные корабли и самолеты на Мальдивы должны были отправлять США. У них есть военная база на острове Диего-Гарсия, который принадлежит Великобритании. США не могли не заметить того, что Мальдивы, расположенные в 1300 километрах на север от Диего-Гарсии, попали под контроль возможного противника.
Тем не менее американские войска занимаются «традиционной» борьбой с исламистами, противодействуя ИГИЛ и спасая нацию от Аль-Каиды (и терпят здесь неудачу). К тому же в администрации Обамы существуют различные противоречия, связанные с поиском преемника ушедшего в отставку министра обороны США Чака Хейгеля (Chuck Hagel). Похоже, им не до стратегии военно-морского флота Китая.
В результате Мальдивы попадают под все большее влияние Китая, а США ничего с этим не делают. КНР пытается сделать Мальдивы своей стратегической базой в Индийском океане. В результате такого укрепления военно-морского влияния Китая Японию и США стали называть «бумажными тиграми».
Эти страны пока еще превосходят КНР с точки зрения оснащения военных кораблей, самолетов и другой военной техники. Вместе с тем нельзя сказать, что в последнее время США могут без проблем подавить военную мощь Китая в Восточной Азии и Индийском океане.
Оборонная доктрина в отношении Китая
Испытывающие серьезную тревогу американские военные и эксперты обсуждают сложившуюся ситуацию, призывая изменить военную доктрину в отношении Китая. Стали все чаще предлагать предпринять конкретные шаги для введения системы преграждения доступа/блокирования зоны (А2/AD), о которой я неоднократно писал в своих статьях.
В этих условиях американские и японские военные ведомства должны обратить внимание на следующее предложение: необходимо перестать чрезмерно полагаться на оборону (на этом, к примеру, настаивают многочисленные стратеги, и об этом подробно рассказывает специалист Центра стратегических и бюджетных оценок Брайан Кларк (Bryan Clark) в своей работе Commanding the Seas).
В США и Японии принято считать, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) сильна числом, но не качеством (так на самом деле до последнего времени и было). ВМС США, сталкивающиеся с военной агрессией Китая на море, в целях обороны должны были использовать высокотехнологичное оружие, которое сможет отразить китайские ракетные атаки. Другими словами, упор делался на отражение вражеской атаки за счет применения системы оружия ближнего действия и использования системы противоракетной обороны «Иджис», которая способна поразить крылатые ракеты дальнего радиуса действия, противокорабельные и баллистические ракеты.
Естественно, в отличие от Японии, отдающей приоритет обороне, США, хорошо знающие о том, что лучшая оборона — это нападение, серьезно относятся к наступательным вооружениям, оснащая свою технику крылатыми и противокорабельными ракетами.
Однако по словам вышеупомянутого Кларка и других военных экспертов, в последние годы ВМФ США уделял слишком большое внимание разработке высокотехнологичных (другими словами, дорогостоящих) противоракетных систем. Действительно, установленные на американских военных кораблях различные ракеты по большей части предназначены не для поражения целей противника, а для отражения вражеских ракетных атак. Следовательно, американский флот высокоэффективен, однако он предназначен для оборонительных нужд.
Ошибочная самоуверенность, которую вызвала продвинутая ПРО
Безусловно, система оружия ближнего действия, «Иджис», ракеты СМ-3, СМ-6 и «Си Спэрроу» являются высокоэффективными системами ПРО, которые могут поразить любые вражеские ракеты и самолеты. «Тем не менее подобные вооружения вызвали у ВМФ США ошибочную самоуверенность», — указывает Кларк.
Дело в том, что в случае если Китай и Иран нанесут массированный удар обычными недорогими наступательными ракетами, коими они обладают в большом количестве, у США просто не хватит дорогостоящих ракет-перехватчиков для отражения этой атаки.
В результате, несмотря на то, что «Иджис» может поразить 100 целей из 100, дешевые китайские ракеты превратят американский корабль с этой системой на борту просто в груду дорогостоящего металла.
Более того, в последние годы качество китайских наступательных ракет резко возросло, и нельзя с уверенностью сказать о том, что высокотехнологичные ракеты-перехватчики, которыми оснащены силы самообороны Японии и ВМФ США, могут сбить их все до одной.
Японский флот также будет вынужден перейти к наступательной тактике
Военные эксперты, включая Кларка, в один голос стали твердить о том, что необходимо перестать рассчитывать на высокотехнологичные системы ПРО и перейти к наступательной тактике, при которой по противнику будет наносится упреждающий массированный удар.
То есть необходимо осуществить переход к железному правилу английского флота, который является прародителем американского: «линия обороны должна проходить по вражескому берегу» (смысл этой оборонительной тактики состоит в том, чтобы разгромить противника, когда он еще находится на стадии постройки кораблей).
Естественно, в настоящее время, когда в отличие от времен парусного флота применяются ракеты, которые могут изменить исход сражения, это правило приобретает современные черты. Все большее количество экспертов утверждает, что необходимо строить мощный наступательный флот, руководствуясь принципом «лучшая оборона — это нападение».
После окончания холодной войны ВМФ США полагал, что в Тихом и Индийском океане не осталось серьезных противников, в связи с чем переключился на разработку высокоэффективных систем ПРО, создав качественный оборонительный флот. Тем не менее в результате появления мощных китайских военно-морских сил США оказались в условиях, при которых они будут вынуждены модернизировать свои ВМС, сделав их наступательными. А это значит, что и силам самообороны Японии, которые являются придатком американского ВМФ, придется изменить свою доктрину.