Энцелад: новые надежды найти жизнь в космосе

© AP Photo / NASA, fileСпутник Сатурна Энцелад
Спутник Сатурна Энцелад
Температура на поверхности спутника Сатурна Энцеладе в среднем составляет минус 200 градусов, это далеко не самое приветливое место во Вселенной. Однако ученые изучили подземное море Энцелада и пришли к выводу, что там сложились условия, схожие с тем, что можно наблюдать на морском дне на Земле. Есть вода, энергия, органика — а значит и условия для зарождения жизни.

Вне Земли впервые было найдено место, где возможно существование жизни. Сама жизнь обнаружена не была. Тем не менее значительно возросли ожидания, связанные с большой задачей поиска жизни вне Земли.

Лабораторные эксперименты заняли более трех лет

Температура на поверхности спутника Сатурна Энцеладе в среднем составляет минус 200 градусов. Он покрыт толстым слоем льда, а в его центре находится каменное ядро. В южном полушарии — своего рода гейзеры, там извергается водяной пар. Спутник привлек внимание специалистов, поскольку под этим местом было найдено море. Предыдущие исследования показали, что вода подземного моря содержит соль, углекислый газ, аммиак, органические и другие вещества.

Для существования жизни необходимо, чтобы были следующие условия: наличие воды, углерода и азота, а также энергии, которую может вырабатывать свет или температура. Последние исследования как раз обнаружили энергию.

Основную работу провели две команды ученых: из Японии и из западных стран.

Западная команда анализировала данные, полученные с космического аппарата «Кассини», который запустило НАСА. Были изучены продукты извержения, в результате чего было подтверждено существование гранул ангидрида кремневой кислоты. Поскольку гранул было очень мало, на сбор данных ушло несколько лет. Много времени также отнял орбитальный анализ, который был необходим для того, чтобы обнаружить место происхождения этих гранул.

Команда из Японии в основном отвечала за продолжавшиеся более трех лет лабораторные эксперименты, связанные с изучением условий, в которых существует подземное море Энцелада. С помощью экспериментов были установлены условия, при которых появляются гранулы ангидрида кремневой кислоты. Размер гранул указал на то, что от их появления до выброса в космос проходит всего несколько лет. Это стало доказательством деятельности горячих вод.

Тем не менее в этот раз ученым удалось подтвердить только наличие условий, создающих нечто похожее на земные морские гейзеры. Жизнь обнаружена не была.

По словам профессора Токийского университета Ясухито Сэкинэ (Yasuhito Sekine), который руководит японской командой, на следующем этапе важно выяснить, какие органические вещества или сама жизнь могут зародиться в таких условиях. Для этого придется запустить зонд, который будет заниматься поиском жизни. Этот зонд соберет образцы продуктов извержения Энцелада для последующего изучения.

Исследования продолжаются, ключ — вода

Жизнь вне Земли ищут там, где есть вода.

В 2008 году американский зонд «Феникс» обнаружил на Марсе лед. Было установлено, что на его поверхности сохранилось большое количество влаги.

В 2009 году при помощи телескопов «Кека», которые находятся на Гавайях, в атмосфере Марса был обнаружен метан. В последствии эту информацию подтвердил космический аппарат. Метан обычно производят живые организмы: на Земле его большая часть появилась в результате деятельности микроорганизмов.

Предполагается, что на спутнике Юпитера Европе под слоем льда есть море. Результаты нынешних исследований должны активизировать поиски в этом направлении.

В 2009 году НАСА запустило космический телескоп «Кеплер», чтобы искать похожие на Землю планеты, которые находятся вне Солнечной системы. Было найдено несколько планет, на которых может быть вода: планета в 500 световых годах от Земли, вращающаяся вокруг неподвижной звезды, а также планета в 1200 световых годах от Земли.

Сходство с морским дном Земли

Профессор Университета Хоккайдо Киёси Курамото (Kiyoshi Kuramoto) говорит о том, что самой важный момент заключается в том, что стало понятно, что вода подземного моря Энцелада соприкасается с камнями при высокой температуре. Это походит на морское дно Земли, и поскольку там есть не только вода, но и органические вещества, ученые сделали вывод, что на спутнике существуют условия для зарождения жизни. Возможно, дальнейшее изучение этого моря помогут понять, откуда появилась жизнь на Земле.

Морские гейзеры — места на дне моря, откуда извергается горячая вода из недр планеты. В этой горячей воде содержатся металлы и сернистый водород из магмы. Живые организмы поедают микроорганизмы, вырабатывающие энергию из подобных веществ, и образуют особую среду обитания. Существует теория, что жизнь зародилась в подобных местах.