У каждой холодной войны есть свои собственные приметы. На участке Гималайских гор, который вклинился между территорией Китая и индийским штатом Аруначал-Прадеш, они могут принимать форму таких обыденных вещей, как пустые бутылки из-под пива и окурки, оставленные солдатами в дозоре. Там, высоко в горах индийская и китайская армии охраняют границу, о линии которой две страны никак не могут договориться. В некоторых местах этого неопределенного пограничья выходящие в ночной дозор солдаты часто оставляют следы своего присутствия. Когда отношения между двумя странами хорошие, эти следы называют мусором. Когда ситуация становится напряженной, этот мусор в официальных докладах превращается в свидетельство "агрессивного патрулирования на границе". Хотя прямой военной конфронтации нет, напряженность в отношениях двух амбициозных сверхдержав нарастает.
Индия и Китай никогда не были близки, но в последнее время они все чаще вступают в острые дипломатические поединки с нанесением и парированием ударов. В сентябре Индия дала "добро" на запланированный визит далай-ламы в приграничный город Таванг, где находится знаменитый буддистский монастырь тибетских монахов. Китай расценил этот шаг как провокацию. Пекин после этого выступил с возражением против визита в Аруначал-Прадеш индийского премьер-министра Манмохана Сингха (Manmohan Singh), заявив, что это часть Тибета, принадлежащая Китаю. Разгневанный тем, что Китай дает указания индийскому лидеру не посещать район, законно признанный в качестве входящего в состав Индии, официальный Нью-Дели выступил против строительства новой электростанции, сооружаемой с помощью китайцев в контролируемом Пакистаном Кашмире, на который претендует Индия. Почти никто не считает, что звучащие в этом году резкие слова трансформируются в военные действия, однако враждебность вполне ощутима. "Китай пытается проверить, насколько сильно можно провоцировать Индию", - говорит Пушпита Дас (Pushpita Das) из расположенного в Нью-Дели Института оборонных исследований и анализа проблем безопасности (Institute for Defense Studies & Security Analyses).
У Китая и Индии общая граница протяженностью 3500 километров. Со стороны Индии она пролегает от северо-восточных штатов, страдающих от действий повстанцев, до ледников Ладакха, что на краю Кашмира. С китайской стороны регион такой же неспокойный. Там расположены китайский Тибет и Синьцзян, где проживают уйгуры, часть из которых в начале года вступила в ожесточенные схватки с китайцами. В 1962 году Индия и Китай непродолжительное время воевали, и тогда Китай в результате молниеносного и внезапного нападения захватил участок индийской территории, что стало для Индии унизительным оскорблением. В 1967 году они опять устраивали мелкие стычки, но с 1993 года две страны сосуществуют более или менее мирно на этой границе, линия которой не демаркирована. Но сейчас на кон поставлена не территория, а в большей степени влияние и международный статус. Китай сегодня это мощный центр экономической власти, но после подписания в прошлом году соглашения между США и Индией в области гражданской ядерной энергетики Пекин все больше беспокоит растущее индийское влияние и вес. "Это соревнование между двумя системами: хаотичной и плохо управляемой Индией и дисциплинированным и жестко управляемым Китаем", - говорит индиец Мохан Гурусвами (Mohan Guruswamy), один из авторов написанной недавно книги об экономическом соперничестве двух государств "Chasing the Dragon" (В погоне за драконом). Это соревнование продолжается, и Соединенные Штаты пытаются сохранить тесные отношения с обеими сторонами. Для этого Америка вынуждена поддерживать равновесие, и такое балансирование может стать для Вашингтона самым сложным геополитическим вызовом в текущем столетии.
Крошечный индийский станционный городок Таванг, расположенный высоко в горах, никоим образом не похож на центр нынешней конфронтации. Именно через него китайские войска вторглись в 1962 году на территорию Индии. С тех пор в Таванге расположен штаб бригады индийской армии. Присутствие солдат ощущается повсюду. Да иначе и быть не может, потому что их очень много - 15000 на 80000 жителей Таванга и его окрестностей. Молодежный активист из Таванга Чомбей Ки (Chombay Kee) говорит, что армия это настоящий подарок для местного бизнеса. "Когда они едут отсюда домой в отпуск, то покупают здесь подарки".
Большую часть времени военные просто занимаются полевыми учениями и тренировками, проводя время вблизи местных ферм и садов. Но довольно часто обстановка накаляется. Этим летом Китай потребовал от правления Азиатского банка развития, чтобы оно заблокировало заем Индии на 2,9 миллиарда долларов, заявив, что часть этих средств пойдет на проект по борьбе с наводнениями в Аруначал-Прадеше. Губернатор штата, отставной генерал по имени Дж. Дж. Сингх (J.J. Singh), после этого объявил, что Индия направит туда дополнительно 50000 военнослужащих, хотя корреспонденту TIME Сингх говорит, что увеличение группировки планировалось еще задолго до нарастания напряженности - и войска туда так пока и не прибыли. ("Это план на будущее", - уточняет Сингх.) Прибудут туда подкрепления или нет - Индия внимательно следит за границей. По словам Сингха, китайская армия недавно провела в Тибете масштабные учения с привлечением 50000 военнослужащих.
Военные детали заслоняют собой более значимую, хотя и менее бросающуюся в глаза подоплеку конфликта. Речь идет об инфраструктуре. Показательно, что Индия потребовала от Китая прекратить работы по строительству электростанции Кохала в пакистанском Кашмире стоимостью 2 миллиарда долларов. (Длящийся 62 года спор с Пакистаном из-за Кашмира это такая же болезненная тема для Индии, как Тибет для Китая.) Этот проект - часть систематических действий Китая по усилению своего присутствия на рубежах субконтинента, где Индия давно уже является общепризнанной сверхдержавой. Китайцы финансируют строительство новых портов в Пакистане и на Шри-Ланке. Китайский министр иностранных дел в декабре прошлого года посетил Непал, где принял участие в церемонии начала строительства новой автомагистрали, соединяющей Непал и Китай. Вскоре после этого Пекин объявил о планах прокладки железнодорожной ветки в Тибет вплоть до границы с Непалом. Индия парирует такие удары: когда Пекин договорился с Афганистаном о разработке мощного месторождения медной руды, индийское правительство пообещало выделить Кабулу на развитие более 1 миллиарда долларов помощи.
Китайская экономика в два с лишним раза превосходит индийскую, и руководство Индии воспринимает это болезненно. Когда военные представители два раза в год проводят свои встречи на границе в Аруначале, индийские офицеры приезжают туда на мощных полноприводных вседорожниках, способных преодолевать ухабистые горные дороги на индийской стороне границы. Их китайские партнеры же приезжают по ровным асфальтовым шоссе на роскошных седанах. Офицеры индийской армии втайне признаются, что это их очень задевает. В 1962 году именно благодаря более высокому качеству дорог и мостов китайская армия смогла так быстро войти на территорию Индии. И такая невыгодная для Индии ситуация сохраняется и даже усугубляется. Раджи Наинвал (Raji Nainwal), который в 1962 году был школьником, а сейчас работает консультантом на строительстве гидроэлектростанции в другом приграничном штате - Уттаракханд, очень обеспокоен. "Наши плотины находятся в Гималаях. Если Китай сможет вторгнуться на нашу территорию и взорвать одну из них, то что тогда произойдет?"
Конечно, правила геополитической игры по сравнению с 1962 годом изменились. Китай сегодня прочно привязан к американской экономике и является обладателем казначейских ценных бумаг США на 797 миллиардов долларов. Президент Барак Обама постарался занять примирительную позицию в отношениях с пекинскими руководителями, решив не встречаться с ненавистным им далай-ламой накануне запланированного на следующий месяц визита в Китай. В то же время, Соединенные Штаты налаживают тесные связи с Индией в военной области. Благодаря подписанному в этом году соглашению о мониторинге, американские военные подрядчики могут свободно продавать Индии свои технологии. "Индия, наверное, самая важная для нас страна в международном плане", - говорит президент оборонно-космического подразделения компании Honeywell Aerospace Гаррет Микита (Garrett Mikita), который недавно побывал в Нью-Дели, где обхаживал индийских руководителей. Эта компания - один из двух претендентов на получение контракта по замене двигателей для 300 индийских истребителей Jaguar. Сумма контракта составляет ни много ни мало - 5 миллиардов долларов. Двигатели стареют и в любом случае нуждаются в замене, но Микита говорит, что благодаря недавнему росту напряженности в отношениях с Китаем длительный процесс закупок был значительно ускорен. "График проведения работ стал более напряженным", - замечает он.
Видимо, стороны постараются снизить напряженность на предстоящем саммите государств Юго-Восточной Азии в Бангкоке. Манмохан Сингх и китайский премьер Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) должны провести встречу в рамках этого мероприятия, хотя одной беседой вряд ли удастся разобраться со всей этой запутанной историей. Обе страны по-прежнему поглощены этой игрой, которая разыгрывается в миниатюре. Так, недавно студент из Кашмира получил визу, которая была приколота к его паспорту скобками, а не сделана в виде штампа. Прозрачный намек на сомнение в принадлежности штата Кашмир Индии. После этого, говорит Гурусвами, индийские власти тихо намекнули, что сделают то же самое с тибетцами. Конечно, все это мелочи. Но они могут приобрести гораздо большие размеры. А высоко в Гималаях солдаты по-прежнему ходят в дозор.