Холодная война закончилась. Представляем вам одну из немногих в мире стран, которая поддерживает тесные дружественные отношения с Китаем и стратегические взаимоотношения с США (по крайней мере, по Афганистану), а теперь к тому же развивает связи с Россией.
Несколько месяцев тому назад Россия предложила профинансировать строительство дороги и железнодорожной ветки от Исламабада до Душанбе и Ферганы. Теперь российский руководитель Медведев предложил провести очередную встречу после прошлого саммита. Организовать ее планируется в августе 2010 года в Сочи.
Вот что пишет на страницах Asia Times посол Бхадракумар:
Кремль смотрит на Афганистан также через призму медведевской "перезагрузки" с Обамой. Между тем, Медведев пригласил своих коллег из Пакистана, Афганистана и Таджикистана на встречу в верхах, которая состоится в августе в черноморском курортном городе Сочи. Россия также расширяет свое сотрудничество с Организацией Североатлантического договора (НАТО), поставляя для действий в Афганистане боевую технику, такую как вертолеты, и обеспечивая работу так называемого северного маршрута снабжения по суше и по воздуху.
Россия финансирует масштабные железнодорожные и энергетические проекты в Таджикистане, Афганистане и Пакистане. Есть свидетельства того, что Москва заполняет вакуум, образовавшийся в результате нескончаемой американской войны в Афганистане, а теперь налаживает контакты и с Пакистаном. В то время как западные средства массовой информации и часть пакистанских СМИ сосредоточились исключительно на вопросах терроризма, на практике обсуждается гораздо более широкий круг вопросов. Не будет преувеличением сказать, что это одна из самых важных встреч для Центральной Азии за всю ее историю. Таджикистан впервые получит выход к теплым водам Аравийского моря – о чем мечтала русская императрица Екатерина Великая.
В статье на страницах Axis of Logiс дается оценка российско-пакистанским взаимоотношениям и выдвигается ряд предложений по их развитию.
Россия проявила готовность открыть двери, причем даже для военного сотрудничества. После встречи российского президента Медведева (в оригинале статьи его фамилия написана как Midvale - прим. перев.) с пакистанским президентом Зардари во время саммита Шанхайской организации сотрудничества в июне текущего года Москву посетил генерал Кайяни (начальник штаба сухопутных войск Пакистана - прим. перев.), который, очевидно, обсуждал вопросы военного сотрудничества. Это является сигналом перемен в политике и свидетельствует о том, что Пакистан не исключает такого сотрудничества с Россией в перспективе. Российская Дума создала группу дружбы с Пакистаном. Теперь Национальная Ассамблея Пакистана должна сделать ответный шаг. Необходимо, чтобы межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству начала реально функционировать, исследуя торговый и инвестиционный потенциал. Россия в состоянии оказать содействие Пакистану в сфере энергетики, что крайне важно для страны.
Если пакистано-российские отношения распространяются на новые сферы, то во взаимоотношениях Москвы и Дели появляется все больше вопросительных знаков. Посол Бхадракумар пишет по этому поводу следующее:
В статье, появившейся недавно в журнале министерства иностранных дел, звучит критика по поводу индийской дипломатии, сосредоточившейся на США, а также намек на растущую необходимость для Москвы покончить с разделением ее связей с Дели и с Исламабадом. Очевидно, что Москва испытывает определенное недовольство, особенно в связи с тем, что Соединенные Штаты готовы обогнать Россию и стать крупнейшим поставщиком оружия в Индию. Москва не желает, чтобы сотрудничество по Афганистану было единственной сферой деятельности, сводящейся к снижению нынешней изоляции Дели в регионе.
На карте автомобильной магистрали "К" и Читрала указано, как через перевал Дора проходят пакистанские дороги. В соответствии с планом, перевал Дора будет использован для строительства шоссе, которое пройдет через Афганистан в Таджикистан. Важно помнить, что небольшая полоска афганской земли (Ваханский коридор в провинции Бадахшан) была создана в качестве буферной зоны между Британской и Российской империями. Роль буфера играл район вокруг афганского города Лангар и рек Вахан и Пяндж. Запланированная к строительству дорога из Гвадара в Душанбе, пройдя через Читрал, пересечет Ваханский коридор а затем сделает крюк и дойдет до крупного таджикского поселка Ишкашим. Китай также работает над тем, чтобы провести в этот регион свои автомобильные и железные дороги. Совершенно очевидно, что они будут проложены до территории Китая и до его столицы Пекина (через Таджикистан, а также через Каракорумское шоссе).
Строительством дороги из Пакистана в Таджикистан будут восстановлены старые торговые пути, которые существовали между индусами и таджиками. Позднее через эти перевалы в плодородные долины Пенджаба приходили греки, персы и турки.
Читрал уже связан с Китаем через шоссе "К". Сообщение с Таджикистаном поддерживать будет просто. Затем шоссе Пакистан-Таджикистан также можно будет довести через таджикскую территорию до Китая. Таким образом, Пакистан и Китай получат альтернативный маршрут.
Следует отметить, что если первым примером сотрудничества Дели с Таджикистаном стало соглашение о создании на таджикской территории военно-воздушных баз, то Пакистан медленно входит в таджикско-российское уравнение, проводя масштабную программу экономического развития, которая повлияет на жизнь простого народа и будет выгодна для жителей региона. Самое важное состоит в том, что Россия не только выступает в качестве посредника в деле экономической интеграции региона; она также будет финансировать эту программу и обратится за помощью к Европе и странам "большой восьмерки".
В совместной декларации, подписанной президентами Пакистана, Афганистана и Таджикистана в последний день визита, говорится о том, что их страны будут участвовать в "строительстве железных и автомобильных дорог", чтобы "Таджикистан получил выход к морю через пакистанские порты".
Встречаясь с президентами Пакистана, Афганистана и Таджикистана, Медведев заявил, что создание энергетической инфраструктуры является непременным условием для будущего процветания. По его словам, "энергетические проекты действительно помогут тем странам, которые нуждаются в укреплении своей экономики". И помощь, сказал президент, должна быть не одноразовой, она должна быть нацелена на будущее.
Таджикистан, Афганистан и Россия договорились расширять торговлю и сообщение между Пакистаном и Таджикистаном с одной стороны, а с другой, связать Пакистан, Афганистан и Таджикистан дорогой длиной 1340 километров, которая пройдет из пакистанского Читрала через перевал Дора в Афганистан, а затем до таджикской столицы Душанбе.
Пакистанская и таджикская стороны подробно обсудили четыре варианта строительства дороги. Из четырех вариантов был отобран один, рекомендованный к строительству. Это маршрут Читрал - перевал Дора – Искетуль – Ишкашим. Общее расстояние от Читрала до Ишкашима составляет 200 километров, из которых 82 километра пути проходит через Пакистан, а 118 через Афганистан.
Во время брифинга для журналистов о результатах визита пресс-секретарь президента Фархатулла Бабар (Farhatullah Babar) заявил, что главы трех государств также договорились ежегодно встречаться в столице Таджикистана Душанбе для рассмотрения результатов сотрудничества и для дальнейшего развития социальных, политических и экономических связей.
Пакистан, Афганистан и Таджикистан также договорились о "создании региональной сети электроснабжения" и подчеркнули необходимость "скорейшей реализации проекта создания линии электропередачи Центральная Азия - Южная Азия (CASA-1000) и центральноазиатско-южноазиатского энергетического рынка".
Китайская железная дорога соединит Афганистан, Таджикистан и Пакистан. Китайцы известны тем, что они молча идут вперед, размахивая большой дубиной. Китайский план по соединению железной дорогой Афганистана, Таджикистана и Пакистана это важное и перспективное событие в истории региона. Но новости об этом не попали на первые страницы New York Times и Washington Post. Китай медленно и тихо начинает вторгаться в Афганистан, добиваясь его интеграции с экономиками Таджикистана, западного Китая и Пакистана. Соединение Таджикистана и Афганистана с портом Гвадар это важный стратегический шаг, который в перспективе принесет свои дивиденды.
Действительно, строительство столь масштабного инфраструктурного объекта в такой неспокойной с точки зрения безопасности стране как Афганистан по силам далеко не каждой частной фирме. Но эксперт по Китаю и Центральной Азии Никлас Норлинг (Niklas Norling) из стокгольмского Института за безопасность и развитие (Institute for Security and Development) говорит о том, что цена строительства вполне приемлема для китайских государственных компаний, так как данный проект вносит свой вклад в планы Пекина по развитию западного Китая и его региональных торговых связей.
"Это надо рассматривать в контексте масштабной программы развития западной части Китая, в рамках которой в этих провинциях осуществляются крупные инвестиции, а также, конечно же, налаживается международное сообщение с Центральной Азией, с Южной Азией и с Ираном, - говорит Норлинг, - чтобы развивать запад Китая, им нужны энергоресурсы, им нужны другие ресурсы и материалы. Пока Афганистан остается фактически вне сферы китайских интересов, в отличие от Центральной Азии, Пакистана и Ирана, где Пекин действует очень активно".
"В последние годы Китай вкладывает инвестиции в строительство Каракорумского шоссе, порта в Гвадаре (Карачи), и многомиллиардного трубопровода из Казахстана в Синьцзян (Синьцзян-Уйгурский автономный район). Китай подписал энергетический контракт на 25 лет с Ираном стоимостью 100 миллиардов долларов. И так далее, и так далее, - отмечает Норлинг, - поэтому, конечно, все это часть более масштабной стратегии".