МОСКВА. Странным образом вернувшись в прошлое, Россия проявила интерес к поставке вертолетов в Афганистан – режиму президента этой страны Хамида Карзая.
Во времена советской оккупации Афганистана в 1979-1988 годах вертолеты Советской Армии были самым эффективным авиационным средством в борьбе с сопротивлением моджахедов.
Помощник российского президента Сергей Приходько, говоря о предстоящей 18 августа встрече между Карзаем и Медведевым, которая состоится в черноморском курортном городе Сочи, заявил журналистам: "Российская сторона, конечно же, заинтересована в этом. У нас нет ограничений (в отношении таких поставок). Вопрос о поставке российских вертолетов будет обсуждаться в том случае, если его поднимет афганская сторона". Эти слова приводятся согласно сообщению "Интерфакс".
Временный поверенный в делах Афганистана в России Хафизулла Эбади (Hafizullah Ebadi) заявил в ходе интервью: "Афганистан несомненно нуждается в мощных национальных вооруженных силах для защиты своего государственного суверенитета и территориальной целостности". В попытке отразить возможную критику США по поводу данной инициативы Эбади сказал: "Афганистан, будучи независимым государством, имеет право обращаться к любой стране в своем стремлении удовлетворить потребности собственных вооруженных сил".
Тот факт, что Афганистан ищет передовую авиационную технику в России, является весьма парадоксальным разворотом для этой страны, если посмотреть на ее историю тридцатилетней давности. Тогда вертолеты были едва ли не самым мощным оружием в арсенале советских военно-воздушных сил. Спустя месяц после начала в декабре 1979 года интервенции СССР в Афганистане в этой стране находилась уже 40-тысячная группировка советских войск. И она столкнулась с постоянно усиливающимся сопротивлением. Согласно оценкам американского правительства, к концу 1981 года в Афганистане находилось около 100000 советских военнослужащих, а к концу 80-х – около 85000. Как и в первые дни оккупации, Советы свели к минимуму свои боевые действия, ограничившись контролем над крупными городами и поселками Афганистана. Афганская армия, насчитывавшая примерно 25000 человек, была серьезным препятствием на пути достижения этих целей, и Советы решили, что им нужна передовая тяжелая военная техника.
В начале 80-х Советы начали переходить к децентрализованной поддержке, создавая такую ситуацию, когда усиленные подразделения имели собственное артиллерийское, инженерно-саперное и вертолетное обеспечение. В советской военной доктрине в Афганистане очень быстро появился новый важный элемент: использование господства в воздухе для подавления сопротивления, которое обеспечивали в основном ударные вертолеты.
Главой рабочей лошадкой Красной Армии в Афганистане быстро стал вертолет огневой поддержки МиГ-24 (так в тексте, речь, конечно же, о Ми-24 – прим. перев.) - Hind, или "Лань" в натовской классификации. Со временем Кремль довел их численность до 500-650 единиц. Ми-24 мог нести до 192 неуправляемых ракет, у него было пулеметное и пушечное вооружение, и он мог брать на борт 8-12 солдат. МиГ-24 использовался не только для обнаружения и уничтожения целей, но и для непосредственной авиационной поддержки, нанесения ударов совместно с самолетами, а также для ведения боевой разведки.