Россия пока не одобряет и блокирует инициативу Госдепартамента по созданию при поддержке США сети антинаркотических центров в Центральной Азии. Российские чиновники публично принижают эффективность программ по перехвату наркотиков, переправляемых через Евразию, и призывают вместо этого сосредоточить международные ресурсы и усилия на борьбе с выращиванием опийного мака внутри Афганистана. Однако такое противодействие некоторых российских руководителей данной инициативе объясняется их стремлением свести к минимуму американское присутствие в Центральной Азии.
В июне 2011 года начала официально работать программа Госдепартамента США под названием "Центральноазиатская инициатива по борьбе с наркотиками" (Central Asian Counternarcotics Initiative), бюджет которой составляет 4,1 миллиона долларов. Ее цель – создать оперативные группы по борьбе с наркотиками во всех пяти государствах Центральной Азии – Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане. Обучение и подготовку этих сил будет осуществлять Управление по борьбе с наркотиками США, а сами оперативные группы будут сотрудничать с существующими структурами в Афганистане и России в целях совершенствования координации при проведении совместных и трансграничных операций по перехвату наркотрафика и сбору улик против евразийских наркоторговцев. Антинаркотическая сеть, которая появится в результате этих усилий, свяжет воедино главного поставщика наркотиков Афганистан и ключевые транзитные страны в Евразии, многие из которых сами становятся крупными потребителями афганских наркотиков.
Читайте также: 200 миллионов людей принимают запрещенные наркотики
Инициатива администрации США по борьбе с наркотиками - это хорошо продуманное и экономически эффективное предложение для Центральной Азии, где региональное сотрудничество имеет критическое значение, но в настоящее время осуществляется недостаточно активно. Большинство действующих там программ являются либо двусторонними, либо ограниченными по охвату.
Высокопоставленная делегация из США представила план "Центральноазиатской инициативы по борьбе с наркотиками" 16 февраля на встрече стран-участниц Парижского пакта в Вене. Эти страны осуществляют сотрудничество в борьбе с афганским наркотрафиком. С целью обсуждения инициативы американские представители прошлой весной посещали Россию и другие страны, которые потенциально могут присоединиться к этой инициативе. Они надеялись получить от Парижского пакта официальную многостороннюю поддержку данной инициативе. Однако, как пишет российская газета "Коммерсант", после прошлогодних визитов российское правительство предупредило руководителей центральноазиатских стран о недопустимости поддержки американского предложения. В Вене Соединенные Штаты не смогли добиться согласия этих стран на реализацию "Центральноазиатской инициативы".
Совершенно очевидно, что российские руководители считают афганские наркотики угрозой жизненно важным интересам своей страны. Афганистан - это ведущий в мире производитель опиума, который используется для изготовления героина. По имеющимся оценкам, четверть своих опиатов эта страна отправляет в северном направлении через бывшие советские республики. В России 3 миллиона человек употребляют героин афганского происхождения, и по оценкам российских властей, он убивает 30000 россиян ежегодно.
Проблема афганских наркотиков также создает неприятную напряженность между Россией и НАТО в ходе войны в Афганистане, хотя в остальном между Москвой и Западом налажено довольно неплохое сотрудничество. После официального объявления об изменениях в американской политике в июне 2009 года Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ISAF) во главе с НАТО сосредоточили свои усилия на воспрещении потока наркотиков из Афганистана и на блокировании получаемых от наркотиков средств, которые талибы используют для финансирования боевых действий.
Читайте также: 100 лет борьбы с наркотороговлей - как это было и зачем?
Российские руководители сомневаются в эффективности мер воспрещения, учитывая огромные потоки афганских наркотиков и те колоссальные финансовые ресурсы, которыми располагают торговцы для дачи взяток чиновникам таможни и для преодоления естественных и искусственных препятствий. Они подчеркивают необходимость проведения более активных и непосредственных действий по уничтожению посевов мака и наркотических лабораторий. На встрече в Вене российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что "без серьезных мер по уничтожению посевов наркотиков, как делается, например, в Колумбии, мы будем бороться с симптомами, а не с самой болезнью".
Российские представители подчеркивают свою готовность к сотрудничеству с НАТО по вопросам афганских наркотиков. Посещая в ноябре прошлого года США, директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов выступил за создание совместного командования, куда вошли бы представители ФСКН, американского Управления по борьбе с наркотиками и международных сил в Афганистане, чтобы было легче проводить рейды по поиску наркотиков своими силами. В прошлом бюрократические препятствия внутри НАТО, а также в России, США и Афганистане мешали сотрудникам антинаркотических ведомств своевременно реагировать на поступающие разведданные и проводить оперативные рейды с целью уничтожения афганских лабораторий по производству наркотиков.
Хотя Иванов и прочие российские представители говорят, что они против "Центральноазиатской инициативы по борьбе с наркотиками", поскольку сомневаются в эффективности действий по перехвату, некоторым российским лидерам хочется заблокировать ее по иной причине. Дело в том, что эта инициатива приведет к усилению американского присутствия в Центральной Азии, которую российские сторонники "старого мышления" считают входящей в сферу влияния Москвы. Они хотят, чтобы США и их союзники по НАТО не сотрудничали напрямую с правительствами стран Центральной Азии, а координировали свою антинаркотическую деятельность с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это возглавляемый Москвой многосторонний военный альянс, в который входят несколько бывших советских республик.
Еще по теме: Новое мышление России в вопросе афганских наркотиков
На прошлой неделе в Вене Лавров вновь повторил давнее требование Москвы о сотрудничестве НАТО и ОДКБ в вопросе афганских наркотиков, однако сказал, что НАТО никак не реагирует на эти предложения. "Нам важно понять: либо мы – равноправные партнеры, учитывающие интересы друг друга и предпринимающие усилия в борьбе с общим злом, либо альянс готов сотрудничать лишь там, где это ему выгодно, например, в вопросах транзита".
НАТО и Соединенные Штаты традиционно ограничивают свое официальное сотрудничество с ОДКБ, потому что не хотят создавать впечатление, что контроль Москвы над Центральной Азией является легитимным. Вместо этого они настаивают на взаимодействии с бывшими советскими республиками на двусторонней основе либо через многонациональные организации, не находящиеся под российским влиянием.
Неназванный российский официальный представитель в Вене сказал: "Зачем создавать что-то новое, если в этих странах уже действуют структуры ОДКБ? Почему Соединенные Штаты настаивают на двустороннем диалоге с республиками Центральной Азии, демонстративно игнорируя интересы России в этом регионе?" Другой неназванный российский представитель, чьи слова приводит газета "Коммерсант", назвал американский план "новым инструментом проникновения в Центральную Азию и методом усиления военно-политического влияния США в регионе". Поскольку через несколько месяцев Владимир Путин наверняка вернется в президентское кресло, мы вполне можем стать свидетелями усиления такого "старого мышления" в Москве в предстоящие годы.
Читайте также: Уход США возрождает в России опасение наплыва афганских наркотиков
Хотя встреча в Вене закончилась неудачно, "Центральноазиатская инициатива по борьбе с наркотиками" не умерла. В рамках продвижения этой инициативы администрации Обамы следует всячески подчеркивать, что это попытка наладить сотрудничество с Россией в целях противодействия крупной общей угрозе. Соединенные Штаты должны также подчеркивать, что данная инициатива не подменяет собой операцию ОДКБ «Канал» по перехвату караванов с наркотиками, а лишь усиливает ее. К сожалению, если Москва будет и впредь видеть в действиях по воспрещению наркотрафика в регионе игру с нулевым результатом, победителями окажутся наркоторговцы.
Ричард Вайц – старший научный сотрудник института Хадсона (Hudson Institute) и главный редактор World Politics Review. Его еженедельная колонка Global Insjghts выходит каждый вторник.